29.09.2008

Торд Бунтье: технологии на службе красоты

В истории дизайна есть масса объектов, которые приковывают внимание и диктуют моду. Сейчас пальма первенства принадлежит Торду Бунтье (Tord Boontje), дизайнеру, работающему в Лондоне, чьи изящные светильники, экзотические стулья и необычный текстиль радуют глаз и дают отдых душе.

Неизвестно, как долго продлится это романтическое оживление, и как будет принимать его публика. Но со времён Уильяма Морриса, который основал Движение Искусств и Ремёсел в конце XIX века, никто не делал столь лиричных интерьеров.

Среди изобретений Бунтье — люстры, выполненные в виде ветвей, инкрустированных кристаллами, шерстяные и бумажные экраны, декорированные вырезанными цветами, и стулья, наряженные в праздничные платья. Несколько лет назад он покорил Европу, а потом начал своё триумфальное шествие по Нью-Йорку.

Бунтье появился на свет в 1968 году в Энсхеде (Нидерланды) и обучался в Design Academy Eindhoven, известном инкубаторе авангардистов. Он получил степень магистра в Королевском Колледже Искусств в Лондоне, где и встретил свою будущую жену и коллегу, Эмму Уоффенден (Emma Woffenden), скульптора, работающего со стеклом.

По началу пара привлекла скромное внимание коллекцией стеклянной посуды, сделанной из переработанных винных и пивных бутылок. Коллекция получила название tranSglass. Идея её создания основывалась на желании найти новое, красивое и функциональное применение использованным объектам. Бунтье рассказывает, что сейчас они располагают оборудованием, которое позволяет сильно ускорить процесс изготовления посуды, но tranSglass всегда производится из вторсырья.

Дальше дизайнер развивает идею утилитарной деревянной мебели, такой, которую вполне могли бы смастерить городские бродяги. Бунтье хочет передать красоту, таящуюся в несовершенстве. Так появляется коллекция Rough-and-Ready. Он делает стулья из крупных кусков дерева и лентой прикрепляет к каркасу сложенное одеяло, заменяющее мягкое сидение. Вещи продаются в разобранном виде и сопровождаются инструкцией. Каждый сам может собрать свою покупку, руководствуясь рисунком. Эти простые и грубые предметы стали единственным свидетельством происхождения дизайнера. «Я из Голландии, — шутит он. — Мы не украшаем мебель. Это противозаконно».

В 1998 году Бунтье начал сотрудничество с известным стилистом Александером МакКуином (Alexander McQueen). Он разрабатывает для него дизайн часов и очков, которые теперь очень любит носить его супруга.

Ничто не предвещало того, что дизайнер займётся декорированием. Но в 2000 году у Торда и Эммы рождается дочь, и это вдохновляет его на поиск более мягких форм. Он исследует декоративное рукоделие в лондонском Victoria & Albert Museum. После чего возвращается домой и изображает большую ворону на спинке стула. «Это был отличный орнамент, — говорит дизайнер. — В тот момент всё вдруг стало возможным. Мне это показалось невероятно воодушевляющим».

C тех пор он всё больше интересуется зайчиками, мишками, цветами и другими нежными мотивами. Его работы теперь не просто покрывает узор — они сами словно состоят из узора.

Лучшим отражением этой идеи стал основной на данный момент проект Торда — его серия Wednesday, включающая в себя светильники, стулья, столы, ширмы, посуду и другие объекты для каждодневного использования. Некоторые из них уникальны, другие запущенны в серийное производство.

Wednesday Light — это светильник, представляющий собой полутораметровую гирлянду, выполненную из гравированной нержавеющий стали, присоединённой к проволоке и обёрнутой вокруг лампочки, как цветочная икебана. Серия также включает стулья, драпированные тканью. Каждый из них декорирован оригинальной вышивкой с изображением лошадей, кроликов, цветов, бабочек, ворон. Основа сделана из грубого дерева, как в его популярной серии Rough-and-Ready.

В 2002 году всемирно известная компания SWAROVSKI, прославившаяся своими кристаллами, пригласила Бунтье придумать новый дизайн для обычной люстры. Его светильник Blossom, состоящий из 200 источников света, заслужил восторженные комплименты на престижной выставке в Милане. Уменьшенная версия этой лампы с 84 лампами стоит около $25 000. Более простые, выпускаемые серийно светильники, основанные на гирляндах металлических и бумажных цветов, драпированных вокруг лампочки, привлекли внимание на выставке Victoria & Albert.

«Я не человек гирлянд, — предостерегает дизайнер, имея в виду оглушительную популярность его недорогой люстры. — Если говорить о количестве проданных экземпляров, это существенно. Но это только одна маленькая часть того, кто я».

Причудливые вещи с множеством деталей, которые делает Бунтье, могут быть изготовлены лишь с привлечением современных технологий и материалов. Дизайнер очарован потенциалом последних разработок в области современных технологий, но они для него — лишь средство. Его интерес к ремеслу, например, к вышивке остаётся огромным источником вдохновения.

«Когда я смотрю на образцы старинной вышивки, то думаю, насколько это удивительно, и мне кажется, что мы, в самом деле, упускаем что-то важное. Всё, что производится в наше время, предельно нейтрально и просто. Есть кое-что действительно удивительное в прошлом, что мы можем позаимствовать. Но я не предлагаю погрязнуть в прошлом. Мне кажется, что очень важно работать настолько прогрессивно насколько это возможно».

Но Бунтье полагает, что технология не способна заменить начальные стадии понимания идеи. Когда он впервые начал исследовать то, что, в конечном счёте, стало Wednesday Light, потребовалось два дня для двух человек, чтобы трудолюбиво вырезать формы из бумаги скальпелем. «Это был огромный труд, и многие дизайнеры уклоняются от этой работы, но, делая это, вы начинаете по-настоящему чувствовать материал», — говорит Торд.

Цифровые технологии достигли такого уровня развития, что позволяют дизайнеру реализовывать любые свои задумки. Другая ключевая выгода современных цифровых методов — то, что они делают возможным дешёвое массовое производство, которое очень интересует Бунтье. Он проектирует объекты, которые предназначены для жизни. «Я думаю, если бы на них была установлена высока цена, они бы утратили свою идею, — говорит он. — Только сделав их по-настоящему доступными, я реализую их основную концепцию».

Живой иллюстрацией подобного подхода может служить его невероятно популярное творение — Garland lightshade, дешёвая версия Wednesday Light, которая продаётся всего за £15 (и приносит неплохой доход).

В то же время, уважение Торда к ручному труду выразилось в одном интереснейшем совместном проекте. Перистая чёрная конструкция Come Rain Come Shine сделана вручную в женском кооперативе Coopa-Roca, 20-летнем экономическом предприятии в трущобах Рио-де-Жанейро. Цель проекта, предложенного Британским Советом, состояла в том, чтобы установить диалог между британскими дизайнерами и их коллегами за рубежом.

Молодой дизайнер, создающий сказку и поглощённый идеей ресурсосберегающих технологий, продолжает творить, участвовать в выставках и создавать прекрасные вещи, доступные простым потребителям. Его проекты неизменно привлекают внимание, а сотрудничать с ним любят, кажется, все без исключения. Бунтье восхищаются во всём мире и с нетерпением ждут, чем ещё он удивит публику?

Марина Петренко