29.09.2008

Вернер Пантон: игра длиною в жизнь

Вернер Пантон (Verner Panton, 13/02/1926 — 05/09/1998 гг.) — это особое имя в дизайне. За свою долгую жизнь он не раз перевернул традиционное представление о том, как должны выглядеть привычные вещи. Вековым обычаям и ручной работе скандинавских мастеров он противопоставил новейшие технологии и промышленное производство.

Работая с такими материалами, как плексиглас, фибергласс, фанера, пластик, стекло, сталь, пенорезина, пенопропилен, он создавал доселе невиданные психоделические интерьеры. Пантон не стремился придумать отдельные, пусть даже оригинальные, предметы, вместо этого он старался создавать атмосферу. Каждый объект выступал в качестве элемента жилой среды, вписываясь в общую концепцию и передавая нужное настроение. Дизайнер называл это «интерактивным домашним ландшафтом». Визитной карточкой Пантона можно по праву назвать инсталляцию «Фантастический ландшафт» в придуманной им волнистой комнате Visiona II в 1970 году (находится в Кёльне, Германия). Этот сюрреалистический интерьер, где стены, пол, потолок и мебель представляют собой единый организм, стал настоящей эмблемой 60-х.

Пантон утверждал, что цвет важнее формы, и своей целью ставил научить людей, окружающих себя традиционными серо-бежевыми цветами, использовать воображение в оформлении интерьеров. Работая с ярким, чистым цветом, чаще всего, противоположным тому, который был бы естественен для того или иного объекта, он предложил новый, революционный подход к оформлению помещений.

Но, несмотря на увлечённость дизайнера цветом, он создал огромное количество объектов, которые вошли в историю дизайна именно благодаря своей революционной форме. В числе таких вещей — знаменитый Panton Chair (1960), стул из единого куска формованного пластика, который и до сих пор выпускается компанией VITRA. Он дебютировал в 1967 на обложке журнала Mobilia и получил награду A.I.D. в 1968 году. Форма стула, представляющая собой кривую, не имеющую какого-либо каркаса, была разработана для того, чтобы дать телу мягкую поддержку, именно это и было сделано — в различных цветовых вариациях.

Первоначально изготовленный Фритцем Хансеном, потом он был запущен в массовое производство Германом Миллером, а позже компанией VITRA. «Сидеть на стуле должно быть забавно и интересно, как в игре», — считал Пантон. Эту идею он развивал и дальше, создавая подвесные стулья, нарушающие принцип гравитации, стулья-цветы, надувные стулья и стулья с проволочным каркасом. Полёт фантазии дизайнера не сдерживался, казалось, ничем, а современные материалы позволяли реализовать самые смелые его проекты.

Как же маленький мальчик, увлекающийся рисованием, превратился в одного из самых смелых и оригинальных дизайнеров ХХ века? Вернер Пантон родился в маленьком городке Гамтофт на датском острове Фюн. Он учился в технической школе в Оденсе на инженера-строителя и затем в Королевской датской Академии Искусств в Копенгагене. С 1950 по 1952 годы Пантон работал в студии Арна Якобсена, где, по слухам, был одним из худших работников, якобы потому что слишком много времени уделял своим собственным проектам.

Путешествия по Европе на фольксвагене, оборудованном под чертёжную мастерскую, помогли ему заключить контракты с производителями. В 1955 году гениальный дизайнер основал собственное конструкторское бюро и в том же году выпустил стулья Bachelor и Tivoli, изготовленные из трубчатой стали, ткани и пластика.

Его работа архитектором на Выставке прикладного искусства на Ярмарке Мебели Фредерисии в 1958 году стала предвестником его нетрадиционного подхода к принципам дизайна. Он демонстрировал мебель, подвешенную к потолку, чем вызывал шок как у организаторов, так и у посетителей выставки. Стулья Cone и Heart, созданные в том же году, положили начало его экспериментам с нестандартной формой стула. У этих стульев не было отдельной спинки или ножек, они напоминали цилиндр с вмятиной, предназначенной для сидения. Поскольку у его стульев редко были ножки, критики решили называть его творения просто «сидениями».

В конце 1960-х — начале 1970-х Пантон экспериментировал с использованием ткани в интерьере. Он полагал, что мебель должна взаимодействовать друг с другом, как «своего рода пейзаж, который отказывается быть только функциональным». В этот период был создан целый ряд объектов, отражающих философию дизайнера.

Другой весомый вклад Пантона в дизайн середины столетия — его непрерывные эксперименты со светом. Серия ламп «Fun», Подвесные лампы «Globe» и разнообразные люстры положили начало новому подходу к освещению. С 1955 по 1998 год Пантон разработал дизайн более чем 25 светильников. Освещение в исполнении Пантона переставало быть просто необходимостью и становилось неотъемлемой частью дизайна помещений, заставляя интерьер играть по-новому.

Примечательно, что вслед за Полом Хеннигеном Пантон использует оригинальный приём в работе со светом: он делает лампу лишь источником света, скрывая её от любопытных глаз и оставляя возможность регулировать силу и направление света. С 1959 года его лампы запускаются в индустриальное производство (лампа Topan).

Но наиболее примечательная из когда-либо придуманных дизайнером ламп, Shell Lamp, была создана в 1964 году и состояла из огромного количества кружков, вырезанных из ракушек. Это редкий пример использования Пантоном натуральных материалов. В большинстве же его светильников главная роль отводилась металлу, пластику, цвету и округлым формам.

В середине 70-х годов Пантон уходит в тень и концентрируется на создании частных интерьеров. Внимание к нему постепенно ослабевает, но в начале 90-х его возвращение на сцену мирового дизайна не остаётся незамеченным, и он с лёгкостью возвращает себе увядшие было лавры великого художника и снова находит признание, особенно среди молодёжи.

Интерьеры, мебель, освещение и объекты, разработанные Вернером Пантоном, и по сей день остаются одними из наиболее передовых интеллектуальных экспериментов в дизайне. Казалось, он обладал даром предвидения — настолько безошибочно он предопределял тенденции, которые в последствии становились наиболее популярными. Он оказал огромное влияние на художников и дизайнеров, творивших начиная с 60-х и до сегодняшних дней, и его проекты, хранящиеся в архивах, скорее всего, ещё долго будут браться за основу во многих направлениях современного дизайна.

Марина Петренко