Вячеслав Гиндин: Бытовые спектакли - это скучно, за этим не нужно ходить в театр
Недавно у себя в редакции мы провели опрос: кто из харьковских актеров известен харьковчанам независимо от того, ходят они в театр или нет. Победил Вячеслав Гиндин.
Вячеслав Гиндин - актер харьковского театра кукол, заслуженный артист Украины. Участник телепроектов "Т.О. "Чиз" ( "Не время", фотосалон "Чиз"), "Большая разница по-украински".
Актер дубляжа. Его голосом говорили Пирс Броснан, Мэтт Деймон, Роберт Дауни – младший, Хью Джекман и многие другие. Последняя работа - Самюэль Ли Джексон в фильме "Омерзительная восьмерка". Но актеры не говорят "последняя", актеры говорят "крайняя".
- Одной из твоих самых заметных работ стала роль учителя Новака в фильме "Иван Сила".
- Я благодаря этому фильму стал артистом кино, потому что все, что было до этого, – было для телевидения – телепроекты, телефильмы, телесериалы. А фильм "Иван Сила" - это выход на большой экран. Так что спасибо Виктору Андриенко за это.
- Как ты попал в этот проект?
- Исключительно благодаря Вите Андриенко, с которым мы дружны много лет и с которым много лет работаем вместе. В этом кино Виктор постарался собрать всю свою команду – людей, которые ему близки по духу, людей, с которыми он дружен, одной группы крови. В общем, таким образом я туда и попал. Он мне сразу сказал, что роль не огромная, но знаковая, ключевая. Но даже если бы он сказал, что там просто эпизод, – я бы все равно согласился.
- Виктор Андриенко в этот фильм вложил, видимо, все, что накопил за это время. И тема, и идея, и то, как фильм подавался, – все было на очень приличном уровне.
- Да, это для него такой кусок сердца. Он и подходил к этому с необыкновенной серьезностью. Даже к любой мелочи… Все то, что в кадре – костюмы, машины, - это все настоящее. Машины – из музея польского кино, костюмы – чешской студии "Барранда". Смотря этот фильм на большом экране, я испытывал чувство гордости и понимал, что причастен к новому украинскому кино. Пусть это первые шаги, робкое начало. А с другой стороны – совсем и не робкое, а достаточно внушительное.
- Это первый украинский фильм, который стал заметным для широкой аудитории…
- Нужно сказать, что буквально за "Иваном Силой" с этим же мальчиком Леней Шевченко, который играл у нас главную роль, вышел фильм А. Матешко. Называется "Трубач". Это детский музыкальный фильм на украинском языке, в котором снималось целое созвездие любимых украинских актеров. Потом был "Поводырь". Очень сильный фильм и достаточно тяжелый. Через это тоже нужно пройти, я имею в виду тяжелое кино, потому, что такова история нашей страны. Прежде чем снимать какие-то легкие комедии, для начала надо пройти через это горнило исторических переосмыслений, чтобы быть честным перед самим собой.
- "Иван Сила" все же выбивается из нового украинского кино. Я бы сказала, что это кино для всех. Настоящий украинский герой, не придуманный, реальный… Фильм не политизированный, не грузящий, на который можно пойти всей семьей…
- Он так и позиционировался изначально - как семейный, для семейного просмотра, чуть ли не детский. Жанр определен как детско-юношеский. Скажем, он похож на те, какие снимала когда-то студия Горького: это фильмы, формирующие подрастающее поколение. Мы ездили на премьеру в Запорожье - Витя устроил премьеру в родном городе на свой юбилей. Когда я смотрел этот фильм на большом экране, первое, что порадовало глаз, – это картинка. Что важно для кино? Визуальный ряд в первую очередь. То, что видишь глазами. Это было достойно.
- У Виктора Андриенко есть еще какие-то глобальные планы? Все, что он делает, становится заметным, интересным и новаторским?
- Витя - это человек – вечный двигатель. У него куча идей, он ими фонтанирует. Но вся штука в том, что для реализации таких идей нужны соответствующие финансовые затраты. Желания есть всегда, но они не всегда совпадают с финансовыми возможностями. Вот сейчас я знаю, и это не секрет, Витя и сам об этом много рассказывал, что он собирался делать большой фильм. Сказочный, фэнтези про казака Байду. И продолжать этим тему украинского героя. Если я правильно понял, сейчас уже планируется делать не художественный, а анимационный фильм. Он работает над этим проектом. Параллельно он принимал участие в создании мультфильма "Никита Кожемяка". Это человек, ни минуты не сидящий на одном месте.
- Очень здорово, что Виктор выбирает для своих фильмов тему украинского народного героя.
- Именно так. Он был страшно рад, когда узнал об Иване Фирцаке – герое его фильма "Иван Сила". Ведь Иван был сильнейшим человеком планеты, мира! При этом бросил все, разорвал все заграничные контракты и вернулся на родину, где его ждал 1937-й год со всеми его "прелестями". И до конца дней он жил в своем селе. Это абсолютно такой украинский супергерой, причем реальный. И Виктор тогда решил сделать фильм о национальном герое. Чтобы это было свое, родное. Оказалось, что далеко ходить не надо. Вот он, вот персонаж!
- Государство поддерживает подобные проекты?
- Боюсь что-то напутать, поскольку не имею точной информации. Знаю, что фильм "Иван Сила" государство поддерживало. Было бы, конечно, замечательно, если бы государство играло в этом деле заметную роль, потому что без вливания огромных средств, без помощи и поддержки государства культуре становится невыносимо тяжело. Книги, музыка, литература, кино, живопись и все остальное национальное – это то, что создает страну. Мне нравится одно из популярных высказываний Черчилля, гуляющих в интернете (не знаю, принадлежит ли оно ему в действительности). Там говорится, что когда Черчиллю принесли бюджет за какой-то год, шла Вторая мировая война, и он спросил: "А где же статья на культуру?" А ему говорят - сэр, мы воюем, у нас нет сейчас денег на культуру. А он отвечает: "А за что же тогда мы воюем?"
- Правильный вопрос поставил руководитель страны.
- За что и зачем? В принципе, если нет статьи расхода на культуру, то что это за государство? Скажем, Америка это поняла и в свое время включила в расходную статью миллиарды на развитие искусства, кинематографа. И что мы видим сегодня? Это колосс, который не переплюнуть никому и никогда. Они так рванули вперед! Я сейчас говорю не только о блокбастерах, фантастике и комиксах. Нет. В любом виде американский кинематограф – это космос!
- А ты следишь сейчас за развитием украинского кинематографа?
- За ним следить очень просто, потому что, к сожалению, ничего экстраординарного не происходит. Чтобы и там, и здесь снимались широкомасштабные фильмы – такого нет. Есть развитие сериального движения: сейчас практически каждый телеканал имеет свой пакет сериалов.
- А каков уровень этих сериалов, на твой взгляд? Есть ли среди них что-то талантливое или все же это поставлено на поток?
- В основном, на поток. Потому что это надо делать быстро, это надо делать мобильно, это желательно, конечно, делать качественно, но это уже не всегда получается. Поэтому когда происходит вдруг что-то выдающееся - это видно сразу.
- Вашу чизовскую команду можно считать одним из первооткрывателей комедийных шоу.
- Можно так сказать, если мы будем говорить о Харькове.
- Если говорить в контексте страны, то это были "Маски-шоу" и творческое объединение "Чиз". Сейчас появляется новое поколение молодых артистов, которые развивают направление ситкомов. Что-то из этих программ можешь выделить?
- Ты была совершенно права, сказав, что мы были чуть ли не единственными. Поэтому, конечно, то, что мы делали, - видели все. И это тут же разбиралось на цитаты. А сейчас есть прорва всевозможных комедийных сериалов, ситкомов, масса всего этого. Я многих актеров даже в лицо не знаю - не то что по имени. Я теряюсь в том море и потоке информации, который сейчас существует. Целый концерн под названием "Квартал 95", такой же огромный концерн Comedy, причем как наш, так и не наш. От них идут какие-то передачи, сериалы, фильмы, пародии… миллион, просто огромное количество. Поэтому уследить сложно. Опять же, качественного - немного, больше всякой ерунды, но в принципе это все развивается. А что касается нас, ты знаешь, было очень приятно, что добрые люди оцифровали и потихоньку повыкладывали в YouTube и соцсети наше "Не время". Люди, которые в то время, когда мы уже снимали, только родились, стали нашими фанами. Они насоздавали каких-то групп - сегодняшние молодые ребята, которые даже не застали нас или застали, когда были совсем маленькими школьниками. И вот это радует, что пошла какая-то вторая волна уже через интернет, через соцсети.
- Чизовские программы были очень классными, но еще же была и "Большая разница"…
- "Большая разница" - да! Это был очень классный проект. Опять же большое спасибо Вите Андриенко. Мы на момент подготовки программы проходили сумасшедший кастинг, а Витя уже снимался на Первом канале в "Большой разнице". Это он посоветовал Цекало обратить внимание на нас и опять же сыграл очень серьезную роль в нашей творческой жизни. В моей карьере - так точно. Этот период был потрясающим, хотя мы понимали, что время "Большой разницы" будет недолгим. Ну, сколько может существовать такая программа? Ну – год, ну – два. Просуществовала три, хотя у каждого из нас контракт был подписан на пять лет. Но три года мы прожили, Цекало посчитал, что тема исчерпана, и просто закрыл программу - сказал "Спасибо, до свидания". Многие сейчас ассоциируют это с трагическими событиями, которые произошли в стране, но на самом деле это случилось еще задолго до всего этого. Просто он понял, что нужно вовремя уйти.
- Жаль, что больше нет такой хорошей программы, которая предполагает актерский профессионализм…
- Жаль. Я тебе скажу больше. Мне, например, очень жаль, что в Харькове ничего не происходит. Мы когда начинали, когда все это делали – была середина 90-х, начало нулевых. Харьков бурлил! Хотя время было тяжелейшее. Что такое конец 90-х? Мрак! И вот на фоне этого повсеместного мрака стали возникать наши программы. Сначала "Не сегодня", потом творческое объединение "Чиз", и мы пытались как-то открыть форточку, найти какую-то отдушину, выйти в юмористический свет из всего этого мрака. И вот тогда находились люди, которые готовы были поддерживать нас. Сегодня, тоже в очень нелегкое время, абсолютно ничего не происходи т. Сейчас телеиндустрия гораздо более развита, но ощущение, что в Харькове никому и не нужно, чтобы что-то происходило. Мне, я считаю, очень повезло, потому что у меня есть работа, я постоянно на колесах, мотаюсь в Киев. Там все бурлит, кипит, клокочет, что-то куда-то движется. А тем ребятам талантливым, у которых нет такой возможности, приходится обходиться в лучшем случае театром, если это их устраивает, а если нет - то просто выхода нет никакого. Потому что полуторамиллионный город, Первая столица, культурный центр… назови как хочешь - и ничего никому не надо. Я имею в виду свою сферу – творчество. Ты приходишь к какому-нибудь дяде и говоришь: "Я хочу снять ситком, у меня есть сценарий, есть замысел, есть актеры, есть база - нам нужны деньги". "А что я с этого буду иметь?" - отвечает дядя вопросом на вопрос, и ты понимаешь, что дяде тебе ответить нечего, потому что сейчас ничего быть не может. В лучшем случае - когда-нибудь потом, и то неизвестно. Просто надо понимать, что если примешь участие в каком-либо проекте, то войдешь в историю как создатель чего-то нового для родного города, возрождения какого-то очага культуры – вот это дорогого стоит. Но прагматичным людям, как правило, ничего этого не нужно.
- Если я правильно поняла, в конце 90-х бизнесмены вкладывали деньги в такие проекты, как ваш, просто потому, что им это было интересно?
- Я думаю, да. Если честно, я не сильно вдавался в эту историю, потому что занимался своим делом. Мы собирались, шутили. На нас вышел телеканал "Симон" и предложил сделать юмористическую программу. Видимо, были люди, видимо, были деньги, потому что мы делали программу, которая называлась "Это все", и делали мы ее года два или три - до тех пор, пока не перешли на "Приват ТВ", на "ЧИЗ". Но, я подчеркиваю, с нами встречалось руководство телеканала со словами "Ребята, мы хотим сделать авторскую юмористическую программу". Сегодня я себе такой ситуации представить не могу.
- Ты работаешь в театре кукол, который я обожаю…
- В лучшем в Харькове театре! И не только в Харькове.
- На сегодня то, что делает Оксана (Оксана Дмитриева – главный режиссер театра кукол - SQ), – это просто невероятно. Она очень смелая, ничего не боится, никому ничего не доказывает. Берет сильнейших авторов, труднейшую драматургию, не идет на поводу у публики и не ставит сплошь комедий. Таким репертуаром, как в Харьковском театре кукол, не может похвастаться, думаю, ни один театр страны. Шекспир, Гоголь, Платонов, Цветаева, Чехов, Булгаков…
- Совершенно с тобой согласен.
- Харьковский зритель принимает такой репертуар? Как люди реагируют на Платонова, например?
- Зал полон. Люди реагируют адекватно и на Платонова в том числе. У нас есть такая амбарная книга записей, на столике лежит, и желающие могут оставить в ней какие-то впечатления, мысли по поводу увиденного. И там кто-то написал: "Спасибо за фантастический, удивительный спектакль. За изумительный язык Платонова". У Платонова, действительно, литературный язык просто потрясающий. Его достаточно сложно было репетировать, потому что переключиться с нашего бытового на литературный платоновский - не так легко. И тем не менее, люди, которые приходят на этот спектакль, знают и понимают, что они будут смотреть. Они слушают и сравнивают наш язык и стиль с платоновским, и когда читаешь такие отзывы – это дорогого стоит!
Я понял, что в какой-то момент меня перестали интересовать, вот как отрезало, так называемые бытовые спектакли, когда стол, диван, стул и люди о чем-то разговаривают. Мне этого хватает и в жизни, за этим не хочется и не нужно ходить в театр. А театр, на мой взгляд, должен всегда стоять немного выше - не в смысле манеры игры, а в смысле "над жизнью", в смысле какой-то сказки, какой-то ауры, совершенно фантастической, не реальной, не земной, хотя это может быть абсолютно современная пьеса.
Оксана, прежде всего, удивительный режиссер, которая создает не просто спектакли - она создает миры. Она создает атмосферу, что наиболее ценное в спектакле, во всяком случае - для меня. Я понял, что в какой-то момент меня перестали интересовать, вот как отрезало, так называемые бытовые спектакли, когда стол, диван, стул и люди о чем-то разговаривают. Мне этого хватает и в жизни, за этим не хочется и не нужно ходить в театр. А театр, на мой взгляд, должен всегда стоять немного выше - не в смысле манеры игры, а в смысле "над жизнью", в смысле какой-то сказки, какой-то ауры, совершенно фантастической, не реальной, не земной, хотя это может быть абсолютно современная пьеса. Но то, как ее решить, как найти ключик к тому, чтобы подняться над бытом, – в этом Оксана мастер. Она создает "атмосферные миры", и поэтому любой ее спектакль по-своему интересен и не похож на другие, хотя она пользуется одними и теми же какими-то своими приемами. Она постоянно работает в соавторстве с художником Натальей Денисовой. Где-то она идет проторенной дорогой от спектакля к спектаклю, но все равно каждый раз у нее получается что-то новое, необычное. Она не говорит "сейчас мы будем репетировать какую-то сцену", она говорит "сейчас мы порисуем". Она использует терминологию художника, человека, который не занимается прикладным искусством. И поэтому спектакли всегда интересны, а залы- полны. Конечно, бывают какие-то нюансы, и я бы соврал, если бы сказал, что у нас на всех спектаклях полный зал. Нет. Но вечерние спектакли, как правило, аншлаговые.
Вот позавчера мы играли рассказы Чехова. И каждый раз я с каким-то невыразимым наслаждением наблюдаю, как люди в зале стоя аплодируют, а в первом ряду (я просто дальше не вижу) у женщин всегда слезы на глазах. Ни одного спектакля не было, чтобы было по-другому. Оно цепляет, задевает какие-то спрятанные душевные струны. Вроде бы все просто, никто не "давит фарш", никто не рвет на груди рубаху. Простым языком рассказаны "Простые истории Чехова". А сейчас мы репетируем "Вишневый сад".
- Да ты что!!!
- Представь! У нас сейчас вовсю идут репетиции. В апреле должна быть премьера.
- Бытует такое мнение, что Харьков не готов к серьезным спектаклям, что на классику зал не соберешь. Вы, я вижу, такого мнения не слышали…
- Знаешь, какая вещь… Конечно, если все время ставить Куни (Рей Куни – английский драматург, мастер комедии положений; его наиболее известная пьеса - "Слишком женатый таксист" - SQ), то зритель постепенно превратиться в некое усреднено-статистическое наполнение зала, которое будет ждать юмора от товарища Куни. Вопрос другой. Можно это делать, но зачем?
- Наверное, касса собирается…
- Как показывает практика нашего театра, кассу можно делать и хорошими спектаклями, а не только попсовыми авторами. Ты можешь взять Шекспира и поставить так, что у тебя будет касса. Ты можешь взять Гоголя и поставить спектакль "Женитьба". Вот в конце февраля прошлого года у нас была премьера. Год мы играем спектакль – год у нас приставные стулья. Ничего там такого нет. Никаких голых женщин, никаких спецэффектов - ничего. Все зависит от того, кто, и от того, как.
- Хочется гордиться нашим театром и за пределами Харькова. Театр ездит на фестивали, на гастроли?
- Ездит. Вот, например, в 2015-м мы были в Каунасе на международном фестивале. И то, как нас принимали, - это отдельная история.
- Расскажи!
- Они нас позвали и оплатили все абсолютно, включая визы, дорогу, проживание - все! Мы поехали, как на курорт. И когда мы встретились с директором фестиваля, он сказал: "Вы понимаете, вы сейчас проходите тот тяжелый путь, который в свое время прошли мы. Поэтому для нас честь, во-первых, позвать к нам Украину, а во-вторых - протянуть руку и таким образом показать, что мы с вами". И мы их поддержку ощущали постоянно - и внимание, и любовь, и заботу. Это было удивительно. Мы были в Каунасе на фестивале, потом мы вернулись, и через некоторое время Оксану позвали туда на постановку. И они с Наташей поехали. Они там ставили украинскую классику - "Івасик Телесик". В Каунасе, на литовском языке! Это был заказ каунасского театра кукол.
- А что за спектакль вы привозили в Литву, когда ездили на гастроли?
- "Ежик из тумана" - так называется у нас спектакль по замечательной сказке Козлова. Наш "Ежик" просто покорил зрителя. Спектакль шел с переводом - сидел актер и переводил синхронно. Вот такая замечательная история была у нас в Каунасе. Так что театр катается, нас видят.
- Есть ли роли, которые тебе хочется сыграть?
- Признаюсь, отвечаю на этот вопрос всегда одинаково, потому что, честно, и другого ответа нет. Я никогда об этом не думал. Никогда не хотелось мне сыграть Гамлета. А сейчас, участвуя в спектаклях Дмитриевой, готов играть у нее любую роль. В моей жизни были главные роли в совершенно бездарных спектаклях, в средних спектаклях, в спектаклях, в которых я просто вытягивал режиссерские провалы, - прости мою "скромность", но это так. И эти главные роли не приносили мне такого удовольствия, какое приносит роль второго плана, но в спектаклях Оксаны. В данном случае это театр, в котором я готов играть все, что она придумает.
- Слав, у нас 2016-й год наступил?
- 2016-й.
- Если я не ошибаюсь, у тебя грядет дата?
- Ой, да.
- Пока я с тобой говорила, поняла, как соскучилась по вашим гениальным капустникам, просто по твоим эстрадным актерским номерам, по твоей легкости, юмору. И вот у меня созрело пожелание для юбиляра. Мы, зрители города Харькова, хотим творческого вечера - театрального, посвященного твоим любимым произведениям, твоим любимым артистам и чтобы на этом вечере нас радовал любимый артист Вячеслав Гиндин и его замечательные друзья!
- Я об этом не думал, теперь придется подумать (улыбается).
Елена Иванова
Источник: sq.com.ua