02.04.2014

Чем обусловлены уникальные способности стволовых клеток?

Эмбриональные стволовые клетки, превращающиеся в любые специализированные клетки, основной материал для создания наших органов.

Новое исследование, опубликованное в Nature Structural & Molecular Biology, предлагает новый взгляд на проблему плюрипотентности, способности стволовых клеток превращаться в другие типы клеток. По утверждению авторов, полученные результаты доказывают, что ключевую роль в этой способности играет человеческий эндогенный ретровирус подсемейства H (HERV-H).

Ретровирус встраивается в клетку-хозяина, которая после этого начинает производить новые копии ретровируса. Когда они заражают сперму или яйцеклетку, ретровирус может передаться потомкам. В ходе исследования ученые анализировали HERV-H с фрагментами макромолекул рибонуклеиновой кислоты, чтобы увидеть, как он работает в нетипичном для себя режиме.

Выяснилось, что в результате эксперимента клетки перестали создавать белки, обеспечивающие плюрипотентность. В связи с этим National Geographic замечает, что в других организмах (не в семействе приматов), плюрипотентность появилась без участия HERV-H. Исследование заставляет предположить, что в редких случаях взаимодействие с вирусом позволяет ДНК эволюционировать эффективнее.

Один из авторов работы, Гийом Бурк из Университета МакГилл, говорит, что такой тип эволюции гораздо эффективнее случайных мутаций. Как сообщается, новое открытие может привести к созданию более эффективных способов лечения болезни Паркинсона, диабета и рассеянного склероза.

Источник: Телеграф