Интернет-троллинг в Украине превратился в индустрию
Тема Евромайдана уже несколько месяцев не сходит с главных страниц большинства украинских интернет-ресурсов. И если основными инструментами власти для борьбы с несогласными на центральных улицах Киева и многих украинских городов были бойцы "Беркута", внутренних войск, "титушки", то в интернете основной атакующей провластной силой стали профессиональные тролли. В результате десятки крупнейших порталов были вынуждены существенно ужесточить политику публикации комментариев к своим статьям и новостям, в частности, была включена премодерация, а на некоторых ресурсах возможность комментариев была и вовсе отключена.
Углубление политического кризиса в стране внезапно спровоцировало повышенный спрос на услуги политтехнологических "агентств", которые давно и успешно используют такой инструмент черного пиара, как интернет-троллинг.
Как сообщил "proIT" бывший сотрудник крупного маркетингового агентства, пожелавший остаться инкогнито, львиная доля всего негативного политического троллинга проходит через так называемые "агентства". Работа таких агентств давно налажена и обкатана, они обладают огромными прокачанными ботнетами, фейковыми аккаунтами в наиболее популярных соцсетях, а также базой контактов троллей-фрилансеров, выполняющих механическую часть работы. Такие агентства работают годами, "у руля" стоят те же люди, что и по время прошлых президентских выборов.
Несмотря на то, что с началом Евромайдана "агентства" наняли дополнительные руки для механической работы, не существует постоянного "набора в ряды троллей", подобно тому, как через Facebook приглашают "титушек" в Мариинский парк. Рынок услуг интернет-троллей невелик, там нет сотен и тысяч рабочих мест. Поэтому профессиональным сетевым троллингом в Украине занимаются не тысячи человек, как это может показаться исходя из создаваемого "информационного фона", а всего несколько десятков.
Но все-таки наём новых "контент-менеджеров" иногда происходит, их нанимают либо непрофессионалы, либо те, кто хочет сэкономить. Дело в том, что львиную долю в цене "агентства" составляет профессиональный политтехнолог, услуги которого стоят иногда дороже, чем целая армия троллей, выполняющих механическую часть работы. Те, кто не могут его себе позволить, ищут "контент-менеджеров" в обход агентств и сами формулируют им задачи. Результат такой "самодеятельности" выглядит грубо, топорно и узнаваемо:
По словам Олега Хаврука, технического директора интернет-портала Comments.ua, на полупрофессиональном уровне в качестве исполнителей ручной работы привлекают студентов.
"Им дается разнарядка – список сайтов, тем, месседжей, которые необходимо "вкидывать" и они работают. Как правило, они тратят 3-5 часов в день. Обычно они направлены не на дискуссию, а на прямой "вброс" нужной информации. На Comments.ua троллей мы отслеживаем по IP-адресу: если несколько пользователей под разными именами постят провокационные тексты в одном ключе, понятно, что это один и тот же человек".
Олег Хаврук говорит, что заказчик ведет учет объема и качества выполненной работы. Самый простой способ ? исполнитель ведет таблицу в Excel, где отображен адрес страницы, на которой сделан пост и имя автора или сам текст сообщения. Заказчик выборочно проверяет, соответствует ли представленная информация действительности.
В роли заказчика выступают PR-структуры, нанятые для сопровождения определенной политической партии, депутата или политика, а интернет-троллинг выступает в роли дополнительной услуги. "Хотя заказчик может обратиться к исполнителю практически напрямую. Если это какой-то мелкий депутат, и он хочет отработать конкретно по себе, то он может заказать такие услуги через своего помощника", говорит Олег Хаврук.
При этом он отмечает, что в любых крупных информационных кампаниях, будь-то евромайдан, президентские или парламентские выборы, всегда работает несколько параллельных команд интернет-троллей. По словам техдиректора портала Comments.ua, в случае с Евромайданом явно видно, что действует несколько команд: "Есть явная засветка России. Мы это видим на страницах ресурса Comments.ua, там стараются отписаться люди, у которых даже в профилях указано, что они из Москвы, Санкт-Петербурга и они рассуждают о том, "как эти западенцы всех задолбали, сколько можно бандеровцев кормить". Хотя, казалось бы, о чем они могут говорить, если даже не в этой стране живут".
Между тем, несмотря на пафосность и важность основной задачи интернет-троллей формирования общественного мнения работа исполнителей не считается квалифицированной и платят за нее не так уж и много. Дневной заработок может колебаться в пределах $10-30, и это при том, что всегда существует большая вероятность "кидка" со стороны заказчика. Впрочем, исполнители перестраховываются и требуют предоплаты в размере 50%.
Если же речь идет об услугах интернет-троллинга на профессиональном уровне – создание и сопровождение имиджа организации, или поддежание заданного градуса общественного мнения по определенному вопросу – заказчик должен быть готов раскошелиться уже не на сотни долларов, а на десятки тысяч. Впрочем, и эффективность будет несопоставимо выше "агентства", обеспечивающие выполнение крупного заказа, обладают сформированной структурой и профессиональной командой с четким распределением обязанностей. По словам "ветерана" одного из "агентств", которое стартовало еще в 2008 году под президетские выборы, иерархия исполнения выглядит в общих чертах так:
• Представитель заказчика. Формулирует "заказ" и обеспечивает финансирование. Как правило, аппаратчик уровня помощника нардепа или пресс-секретаря.
• Политтехнолог. Декомпилирует и "переваривает" задание, зачастую сформулированное "по понятиям" ("чтоб все было в шоколаде"), определяет болевые точки целевой аудитории. Как правило, профессионал высокого уровня. Один политтехнолог может готовить стратегию, которая затем используется одновременно несколькими "агентствами". Именно с подачи политтехнологов в массы был вброшен термин "майдауны", постулат о том, что жители западных областей – все поголовно "бандеровцы", а также раскрутка идеи федерализации.
Зарплата - десятки тысяч долларов.
• Координатор. Самая трудоёмкая профессия в цепочке. Его задача распределить работу между исполнителями механической части, проконтролировать её исполнение, раздать гонорары и отчитаться перед заказчиком. Как ни странно, чаще всего эту работу выполняют люди, не связанные с высокими технологиями. Здесь в первую очередь требуются навыки организатора производства и умение истребовать результат. Фиксированной ставки нет, кормится комиссионными от армии подчиненных, фактический заработок – несколько тысяч долларов.
• Программист. Создает интерфейс для автоматизированной рассылки шаблонных комментариев по соцсетям и твиттеру, а также под статьями в онлайн-СМИ, где комментирование возможно без авторизации и проверки подлинности. Кроме этого, интерфейс в онлайн-режиме (через RSS) уведомляет контент-менеджеров о появлении новых публикаций в ключевых СМИ и автоматически "накручивает" рейтинги негативных комментариев, используя подконтрольные аккаунты в соцсетях. За создание постинг-интерфейса с нуля получает $2-3 тыс. разово, за поддержку – около $1 тыс. в мес.
• Копирайтер. Отталкиваясь от стратегии политтехнолога, пишет шаблоны универсальных "речёвок", подходящих для комментирования любой статьи, независимо от содержания. Должен обладать навыками психолога. Как правило, сотрудник рекламного или маркетингового агентства, не брезгующий подобной "халтурой". Получка разовая, около $1 тыс. за пакет темников.
• Контент-менеджеры — собственно тролли. Исполнители механической части работы подбирают из темника и вручную публикуют шаблонные комментарии там, где это невозможно сделать автоматически, поддерживают "дискуссию" где требуется, накручивают рейтинги, делают скриншоты о выполненной работе. Зарплата в среднем 300-400 грн. в день. Одновременно работает 2-3 человека на раскрутку 1 персоны, и 10-15 под специальную "долгоиграющую" тему.
• Ботнет. Покупается на хакерском черном рынке. Предложение состоит из двух раздельных частей: 1) пакет угнанных или специально созданных аккаунтов в соцсетях, от имени которых публикуются комментарии.
Источник: Обозреватель