01.09.2014

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

Это сложный период для всех детей: нужно привыкать к новому режиму дня, игры и развлечения сменяются кропотливой работой в тетрадях и зубрежкой новых правил. Но самым трудным это становится для самых маленьких школьников, для первоклашек. Им, помимо всего остального, нужно войти в новый коллектив, привыкнуть к новым условиям и требованиям. Для малыша это не столь легкая задача, какой она может показаться на первый взгляд! Чтобы привыкнуть, ему потребуется немало времени, и еще больше – Вашей помощи и поддержки. 

Даже когда кажется, что ребенок специально проказничает, делает что-то назло, это часто оказывается совершенно не так. В каждом случае важно понять, что приводит к той или иной реакции, что явилось ее пусковым механизмом. Несмотря на существующие общие закономерности, у каждого ребенка проблемы, связанные с адаптацией, вызваны сугубо индивидуальной причиной. Иногда бывает сложно уловить и понять ее сразу.

Но лучше Вас, дорогие родители, никто не знает Вашего ребенка. Вы – главный проводник между педагогами, специалистами школы и Вашим ребенком. Поэтому запаситесь терпением, внимательно наблюдайте за ребенком, особенно в первые месяцы обучения, и пытайтесь понять, чем была вызвана та или иная реакция, те или иные трудности.

Существуют и общие рекомендации, следуя которым Вы сможете лучше понять ребенка и помочь ему в период адаптации к школе.

  1.     Будьте терпеливы. Ваше спокойствие и уверенность в ребенке помогут ему привыкнуть к новой обстановке. Если ребенок капризничает и отказывается идти в школу, не стоит резко осекать его, будьте спокойны, доверяйте своему ребенку. Спросите у него, что происходит в школе, почему он не хочет идти? Конечно, чрезмерно мягкая реакция спустя время может привести к тому, что ребенок станет манипулировать, выдумывая причины не идти. Но, во-первых, не забывайте, что Вы лучше всех знаете своего ребенка, внимательно послушайте его, обсудите проблему. Во-вторых, стоит объяснять ребенку, что наличие проблемы – не повод не идти в школу (избегание проблемы не устранит ее). Попробуйте придумать решение проблемы вместе, и поддерживайте своего ребенка в период его реализации.
  2.     Прежде чем привести ребенка в школу, обсудите с ним это. Объясните, что в его жизни начинается новый этап. Теперь он стал взрослым и пойдет в школу. Ваши объяснения играют важную роль в адаптации ребенка. Поделитесь с ним своими воспоминаниями о школе, как Вы учились, расскажите, как будут звать учительницу Вашего ребенка, какие предметы его ожидают. Поощряйте его задавать Вам вопросы о школе и давайте на них полные, развернутые ответы.
  3.     Больше разговаривайте. При этом под разговорами имеются в виду не короткие фразы, вроде: «Пойдем, пора в школу», «Бери портфель», «Ну как, все понравилось в школе? Надеюсь, да». Разговор – это искусство, это магия. Это Ваша коммуникация с ребенком. При этом Ваши разговоры должны соответствовать возрасту ребенку: не быть слишком «взрослыми», но и не быть «детскими». Дети очень восприимчивы ко всему, что происходит в семье. Поэтому если существуют какие-либо проблемы, очень важно найти правильные слова, с помощью которых Вы сможете их объяснить ребенку. Помните главное: ребенок с момента своего рождения имеет право знать о том, что происходит вокруг него. Главный источник этого знания – мама и папа. Просто рассказывайте ребенку о происходящем так, чтобы это было ему понятно.
  4.     Любые трудности, будь то: отказ идти в школу, плохое настроение или порча тетрадей и иных школьных принадлежностей – в каждом случае вызваны индивидуальными причинами. Важно понять эти причины, проговорив с ребенком его эмоции и чувства. Он так себя ведет не потому что он плохой, ленивый или не способный, просто он не может выразить это иначе. Вы можете помочь ему понять, что именно с ним происходит, разобраться вместе с ним. Зачастую ребенок понимает лишь тот факт, что ему плохо и некомфортно. Попробуйте обсудить с ним все его реакции, спросите, чем они вызваны, по его мнению, предложите свои объяснения. Выясните истинную причину, истоки трудностей. Именно это может принести заметные и стабильные изменения.
  5.     Не ждите моментального эффекта. Примите как данность то, что разговаривать с ребенком надо постоянно. Не ждите, что после разговоров в течение одной-двух недель, он вдруг изменится и станет «правильным». Он может никогда не стать «правильным» в общепринятом понимании этого слова. Он может шалить, забывать записать домашнее задание и т.д. Но Ваши совместные обсуждения и разговоры, Ваше намерение понять и помочь ребенку помогут наладить контакт с ним, понять, что кроется за его реакциями, принять его таким, какой он есть.
  6.     Помните о школьном режиме. Для любого человека, а для ребенка особенно, резкая смена режима дня сопряжена с немалыми трудностями. Подготовьте ребенка заранее: как минимум за неделю до 1 сентября начните выстраивать режим сна-бодрствования в соответствии со школьным расписанием.
  7.     Не забывайте о том, что в школе ребенок получает новую информацию, переживания, опыт. Все это сказывается на детской психике, вызывает усталость. Поэтому постарайтесь проследить, чтобы после школы у ребенка было не менее 40-60 минут на отдых. Это время Вы можете провести вместе: включите спокойную музыку, поговорите с ребенком о том, как прошел день, расскажите, как Вы ждали его после уроков, как соскучились, и как Вам важно было его увидеть.
  8.     Школьное обучение не ограничивается часами школьных занятий. Для успешного развития и обучения ребенка учебных часов мало, требуется постоянное закрепление знаний вне школы. Выделяйте не меньше часа в день на образовательные и развивающие занятия. Это не только позволит лучше усвоить школьный материал, но и приучит ребенка к необходимости заниматься. Это также может стать Вашим совместным временем. Старайтесь делать эти занятия интересными, увлекательными для ребенка. Если ребенок будет воспринимать их просто как обязанность и рутину, он очень скоро разочаруется в школе, учебе и знаниях.
  9.     Распорядок дня должен быть максимально стабильным. Если Вы знаете, что у Вас ожидаются важные дела, не планируйте их на то время, когда по распорядку у ребенка отдых, занятия или иные важные «режимные моменты». От Вашей стабильности и постоянства часто зависит и внутреннее самоощущение ребенка.
  10.     И главное – будьте внимательны к состоянию своего ребенка. Вы, как никто другой, знаете, когда ребенку действительно плохо, как с этим лучше обходиться. Помогайте ему в трудные моменты. И совершенно очевидно, что все правила могут быть изменены, если ребенок ощущает себя плохо физически или психологически.

Помните, что Вы – самый важный и значимый человек для своего ребенка. Даже когда кажется, что ребенок делает что-то специально, чтобы позлить Вас, или оказывается не способен выучить новое правило, и Ваши силы иссякают, подумайте о том, как сильно Вы его любите. Какие невероятные минуты счастья Вы испытываете, когда малыш показывает положительные результаты, как сам он этому радуется. Ради этого стоит вместе двигаться дальше.

 

Автор: Анастасия Минина

Источник: http://gestaltclub.com