Как помочь ребенку выучить стихотворение?
Часто можно видеть, как ребенок из раза в раз просто повторяет строчки, не вдумываясь в смысл слов, старается механически их запомнить, чтобы потом их так же механически пересказать.
Это не совсем правильный путь. Это занимает много времени, а в итоге ребенок это стихотворение не чувствует, не понимает, и относится к этому как к обязанности. Ничего хорошего это не приносит.
Как сделать так, чтобы ребенок без лишнего напряжения выучил стихотворение, получил от этого удовольствие, чтобы он это стихотворение достаточно долго помнил? Чтобы он любил учить стихотворения и наслаждался этим процессом?
Во-первых, нужно провести подготовительный этап, во время которого ребенок сможет целостно прочувствовать свой стих. Для этого вам нужно выразительно прочитать ребенку это стихотворение, сказать ему: «Я сейчас буду читать, а ты слушай и просто представляй то, о чем в этом стихотворении говорится». В таком случае ребенок, кроме прочего, получит опыт выразительного чтения, услышит его на уровне восприятия, поймет, как нужно выразительно читать.
Дальше можно начинать учить сам стих. Каким образом? По смысловым кусочкам – например, по четверостишьям.
И здесь очень хорошо подключать навык визуализации, чтобы ребенок не только слышал, но и видел стихотворение. Он должен представлять картинки, можно даже схематично нарисовать их на бумаге. Зарисовали – ребенок смотрит на картинку и повторяет.
Потом берете следующую часть стихотворения и так же прорабатываете. Затем можно вернуться к первой картинке и попытаться повторить уже два четверостишья. И постепенно по этим картинкам ребенок прорабатывает все стихотворение. Этот процесс обычно детям очень нравится!
Затем, чтобы это стихотворение осталось в памяти надолго, нужно выработать определенную систему повтора. Выучили стих – через час вернулись к картинкам и попросили снова его рассказать. И если возникают какие-то сложности с определенными четверостишьями, либо подсказывайте ему, либо прорабатывайте этот момент еще раз.
Вначале повторы должны быть частые – пока это не уложится в долговременную память: через час, потом через три часа, через шесть часов, затем утром и т.д. Потом уже картинки становятся не нужны, т.к. они остаются у ребенка в голове. Он может это стихотворение воспроизводить уже по памяти, с удовольствием, с выразительностью.
И в конце закрепите успех ребенка: похвалите, дайте что-то вкусное. Это должно быть значимо для ребенка, и он должен видеть, что для вас это тоже значимо.
После этого при любой возможности (на Дне Рождении, каком-либо празднике) просите его рассказать это стихотворение. Если он будет часто выступать, он будет понимать, что людям это нравится, и ему это будет приятно.
Таким образом, учить стихи надо так, чтобы это приносило удовольствие, чтобы ребенку потом вновь и вновь хотелось их рассказывать и вспоминать!
Источник: nburakov.ru