Как Создавать Интерфейс Программы
Не надо быть великим дизайнером, чтобы создавать программы с хорошим интерфейсом: основные принципы его разработки совпадают с общими принципами дизайна, которые объясняют в первом классе художественной школы. Основы композиции, использования цветов и т.д. применяются на мониторе так же, как на бумаге или холсте.
Композиция включает в себя несколько весьма важных составляющих, которые и определяют, насколько легко будет работать с приложением. Композиция в программировании включает в себя расположение управляющих элементов, эффективное использование свободного пространства и "позволительность".
Расположение управляющих элементов
В большинстве приложений элементы обладают разным функциональным значением. Надо расположить элементы так, чтобы более важные были заметны пользователю в первую очередь, а менее важные - потом.
В большинстве языков текст распологается справа налево, сверху вниз. Принцип работы с информацией таким образом используется и при работе с компьютером: взгляд пользователя сперва упирается в верхний левый угол монитора, поэтому более важные элементы должны находится там. Например, если информация в окне относится к покупателю, то поле с его именем должно быть расположено там, где его увидят в первую очередь. Напротив, кнопки OK и CANCEL должны распологаться в нижней части экрана: пользователь не нажимает их до тех пор, пока не закончит работать с остальными данными в окне.
"Позволительность"
"Позволительность" - визуальная связь между объектом и функцией, с которой он связан. Хотя термин выглядит непривычно, примеров "позволительности" вокруг нас сейчас много. Рукоятки на велосипеде имеют специальные выемки для пальцев - "позволительность", подсказывающую, за что надо хвататься. Кнопки, рубильники - примеры "позволительности", потому что, глядя на них, понимаешь их предназначение.
Создавая приложение, разработчик должен стремится к тому, чтобы пользователь увидел "позволительность" там, где это требуется. Например, трехмерные эффекты на кнопках подчеркивают их предназначение. Но если сделать ее плоской, то пользователь может не догадаться, что это - кнопка. Если убрать элемент объемности из поля для ввода текста, его легко можно принять за нередактируемый элемент.
Использование свободного пространства
С помощью свободного пространства можно отделять друг от друга элементы в окне и придавать особый акцент некоторым из них. Не стоит располагать очень много элементов на одном окне - это ведет к ощущению хаотичности интерфейса и создает впечатление недоработанной, дешевой программы.
Простота интерфейса
Пожалуй, наиболее важным принципом создания интерфейса является стремление к простоте. Если интерфейс выглядит сложным, то программа будет восприниматься пользователем с трудом. Да и с эстетической точки зрения простой, ясный дизайн всегда выглядит лучше.
Стандартная ошибка при составлении интерфейса программ - смоделировать внешний вид программы по подобию реальных объектов. Предположим, что вам требуется сделать программу для ввода больших анкет (например, для страховой компании). Первое, что придет в голову, - это разработать окно, которое в точности повторяет анкету. Но это вызовет массу проблем. Ведь размеры монитора и формат анкеты часто не совпадают, и, следовательно, это скажется на интерфейсе программы: или поля для ввода будут слишком маленькими, или пользователю придется постоянно работать с полосами прокрутки - в любом случае это будет плохой интерфейс. В ситуациях такого рода надо разработать собственный интерфейс, сохранив вид анкеты для печати.