Никакой травли детей за оценки, каникулы без домашних заданий, меньше зубрежки и больше интерактивной работы - так в теории презентовало изменения профильное министерство. Насколько все это будет выполнимо на практике на местах, в конкретных городах и особенно селах, во многом зависит от учителей и их готовности отказаться от архаичных методов.
Для средней и старшей школы в этом году все останется по-старому. Глобальные изменения, в том числе и сроков школьного обучения, запланированы на 2018 год. Концепцию новой школы министр образования и науки Лилия Гриневич представила 18 августа. Но ее реализация будет невозможна без политической воли Верховной Рады, которая уже три года откладывает на потом принятие новой редакции Закона об образовании. Сейчас этот документ ожидает повторного первого чтения.
Что же изменится для школьников уже в этом учебном году, насколько изменения отвечают требованиям современного мира и как скажется разгрузка на качестве школьного образования.
Оценки без ярлыков
Результаты оценивания учеников теперь - конфиденциальная информация, доступ к которой есть только у родителей и детей. Достижения и провалы детей теперь больше не будут озвучиваться на родительских собраниях или досках почета и досках позора в виде рейтингов. "Оценки должны перестать быть поводом для шантажа или давления на детей, - объяснила советник министра образования Иванна Коберник. - Не должно быть обсуждений оценок на родительских собраниях, ярлыков, кто лучше и кто хуже, на основе оценок. Никаких рейтингов на стенах. Школа должна работать не только с внешней, но и с внутренней мотивацией ребенка. Нам важно, чтобы ребенок в школе раскрыл свои способности, нашел, с чем ему интересно работать и чем заниматься, чтобы он в итоге хотел учиться, а не делал это потому, что есть плетка в виде рейтинга".
"Наконец применяется подход, состоящий в том, что оценки - это конфиденциальная информация, которую не надо озвучивать на родительских собраниях, кого-то выделять, а кого-то песочить. И не нужен такой идиотизм, как рейтинг учеников в классе: сверху "ура", а внизу пять самых плохих учеников - кандидатов на вылет, как в одной престижной гимназии столицы. Это абсурд, и ничего, кроме ненависти к школе дать не может", - сказал руководитель проекта Освітня політика Виктор Громовой.
В 1 классе, как и ранее, оценки не будут ставить совсем. А вплоть до четвертого теперь не будет балльного оценивания информатики, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, физкультуры, основ здравоохранения и предмета "Я в мире".
Право на ошибку
Первоклассникам разрешат писать в тетради простым карандашом. "Родителям известны такие многострадальные моменты, когда ребенок написал полстраницы, ошибся, вырывает страницу и переписывает. Они только учатся писать, и должны иметь право на ошибку, и не бояться этой ошибки. Что-то не так написали - стерли резинкой и исправили. Это практика, принятая в ведущих образовательных системах. Обучение должно быть для ребенка интересным занятием, а не процессом, который его постоянно травмирует. Да, ребенка надо учить работать, и это, конечно, выход из зоны комфорта, но учеба не должна сопровождаться постоянным стрессом", - объясняла в интервью этот шаг министр образования Лилия Гриневич.
Аккуратные исправления ребенка в тетради не повлияют на оценку. Не будут занижать балл и за неправильный отступ количества клеточек и строчек. Снимается оценивание каллиграфии, хотя требование к аккуратности и разборчивости письма остается.
Время перехода учеников на шариковую ручку определяет сам учитель, при необходимости этот шаг можно отсрочить и до 3 класса. Самим учителям в тетрадях первоклассников будет запрещено делать отметки красными чернилами - они под запретом.
Меньше зубрежки, больше практики
Изменения затронули все программы начальной школы. "Их обновили и осовременили в пределах действующего государственного стандарта. В программах были пункты и требования, которые устарели, или не соответствовали действительности, здравому смыслу или возрастным особенностям детей. Об этом много лет говорили и учителя, и родители, но у предыдущих руководителей министерства не было воли вносить эти изменения", - объяснила Иванна Коберник.
Общее для всех программ - снято распределение часов по темам. Раньше учитель был обязан читать тему столько, сколько прописано в программе. "Если он вычитал тему, и класс уже все понял, все равно был обязан толочь воду в ступе, пока не закончатся часы. И наоборот, если тема классу не давалась, он был вынужден переходить к следующей, потому что часы закончились. Сейчас учитель сам определяет количество часов, порядок тем, главное - как достичь со своим классом лучших результатов", - говорит Коберник.
Из учебных программ убрали чрезмерную теорию, которая была даже в музыке, ИЗО и физкультуре. "А это не отвечает цели урока физкультуры в начальной школе, - считает советник. - Дети в первую очередь должны двигаться. Или в музыкальном искусстве было требование четко, дословно знать определение музыкальных жанров и терминов, которыми не пользуются даже профессиональные музыканты. Это не содействовало ни развитию детей, ни их желанию любить предмет".
"Меняется цель образования: детей в начальной школе учат не зубрить без понимания, не запоминать единственно правильное решение, а думать и решать задачу разными способами", - пояснил эксперт в вопросах образования Андрей Черных.
Из украинского языка изъяли сложные для шестилеток темы, например, составление предложения по графической схеме. "Родители это называли азбукой Морзе, когда надо было, чтобы в первом же классе дети формировали предложение по схеме. Для ребенка это очень сложно. Решили от этого отказаться и сделать упор на технику и практику разговорной речи", - рассказал Черных. В чтении отменили "гонки на скорость", то есть требование к темпу чтения: теперь упор на правильную речь и анализ прочитанного. "Не просто этот герой плохой, а этот хороший, надо учиться оценивать поступки. Пусть на элементарном уровне", - отметил эксперт.
В преподавании английского языка тоже переходят от письменной речи к разговорной. Раньше уже для первого класса существовало требование, что дети должны уметь писать слова, словосочетания и предложения. "Первый класс, шесть лет, дети еще не умеют писать даже на родном языке. А английский - один раз в неделю. Это неэффективно. Поэтому обновленная программа предусматривает устный вводный курс в первом семестре 1 класса, письмо вводится только во втором семестре, и только буквы и простые слова. И наконец в Украине начнут, как во всем цивилизованном мире, учить писать на английском языке шрифтом print script, это полупечатные буквы. Рукописный шрифт времен Шекспира, честно говоря, уже практически не используется, и даже в Британии и США детей учат писать полупечатными буквами", - утверждает Коберник.
Наиболее жаркие споры вызвали изменения в математике: в 1 и 2 классах отменено требование знать на память таблицы сложения и вычитания, умножения и деления. В соцсетях по этому поводу начали писать: все зубрили - и справлялись, таблицы надо знать назубок, разгрузка школьных программ не добавит ума и способностей детям. Эксперты не согласны.
"Ребенок должен не заучить таблицу в первом классе, а понимать, как это работает. Чтобы они с самого начала школы начинали думать... Когда мои знакомые рассказывают, какое количество заданий детям задают во втором-четвертом классах - это ненормально, зачем такая нагрузка? Тут главное - научить детей думать уже с первого класса, а не просто технической зубрежкой заниматься", - объяснил Андрей Черных.
"Когда-то и физические наказания были нормой. И их отмена вызвала такую же реакцию: дети не будут учиться, потому что их не бьют розгами. Мир развивается, науки развиваются. Педагогика - тоже наука. Мы же не требуем ни от кого ездить на конях, как сто лет назад, или делать операции без наркоза, или лечить туберкулез без антибиотиков, потому что так делали когда-то. Раньше, когда задачей школы было готовить людей индустриальной эпохи, послушных рабочих или бухгалтеров, было достаточно просто зазубрить табличку умножения. Сейчас нужны люди думающие, а не просто исполняющие инструкции. А педагогическая наука нашла много способов изучения этого материала, которые показали большую эффективность и дают более глубокие знания, а самое главное - возможность применять их на практике", - говорит Коберник.
По ее словам, требование знать на память таблицу сложения и вычитания вообще было введено только в 2011 году: "Как мне сказал один известный ученый, если бы у него в школе были требования знать наизусть таблицы сложения и вычитания, он бы никогда не выбрал математику своей специальностью. Вопрос в том, что дети должны усвоить принцип, не просто знать наизусть таблицу, а уметь ее практически использовать. В этом смысле расширены требования к качеству знаний. Раньше было требование: знает наизусть таблицу умножения, точка. А теперь ребенок должен овладеть вычислительным навыком, уметь применять его разными способами, уметь объяснить выбранный способ. Это намного шире и дает учителю свободу преподавать разными способами, а не просто посадить ребенка зубрить без понимания того, что он делает. Если обучение будет таким, дети не просто будут знать таблицу умножения в пределах до 10, а смогут спокойно умножать и двузначные, и трехзначные числа".
Право на отдых
"Наконец мы признаем право ребенка на личное время и свободу. Поэтому время на выполнение домашнего задания ограничивается", - говорит Виктор Громовой.
В первом классе домашних заданий не будет совсем, во втором - не больше, чем ребенок может самостоятельно сделать за 45 минут, в третьем - за 1 час 10 минут, в четвертом - за полтора часа. На каникулы дети должны уходить вообще без заданий.
"Многие учителя задают на каникулы, объясняя это тем, что иначе невозможно выполнить программу. Напомню, что программы начальных классов уже обновлены и разгружены. Большая часть работы должна выполняться в школе. А домашние задания - это закрепление материала, которое ребенок может выполнить самостоятельно, без посторонней помощи. Потому что у родителей нет педагогического образования, родители не учатся в начальной школе, и им не должны задавать писать рефераты", - считает Иванна Коберник.
Меньше бюрократии
Оформление титульного листа школьной тетради придумали бюрократы, но это было прямым требованием министерства. С этого года в МОН решили такими мелочами больше не заниматься. Оформление тетради отдается на откуп учителю и вполне может ограничиваться указанием имени и фамилии ученика и номера класса.
Учителям также придется отказаться от ежемесячной оценки за ведение тетрадей. "Эта практика была введена еще в советское время, но никаких критериев этого оценивания прописано не было", - говорится в пояснении Министерства образования.
График обучения и каникулы
Переполох среди учителей и родителей школьников вызвала информация о том, что школы переходят на новый триместровый период обучения, а каждый триместр будет делится еще на две части, между которыми обязательна неделя каникул.
В Министерстве образования и науки Украине опровергли этот факт. Как сообщили в МОН, график обучения в школах определяется самими школами и местными органами власти, а не приказом министерства на уровне всей страны.
Школы должны согласовать структуру с местными органами власти, которые собственно и осуществляют администрирование школ. Иными словами, каждое образовательное учреждение выбирает для себя оптимальную модель.
Но при этом, МОН устанавливает свои ограничения, которые обязаны учитываться при планировании любого графика обучения: учебный год должен начинаться 1 сентября, заканчиваться на позднее 1 июля, а длительность каникул не должна быть менее 30 календарных дней.
Модернизация начального образования
Правительство Украины обещает выделить на модернизацию начального образования один миллиард гривен.
По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, речь идет прежде всего о материально-техническом оснащении классов, которые, как отметили в Кабмине, "должны стать дополнительным инструментом для учителей и образцом новых подходов в образовании".
Однако на модернизацию правительство деньги пока только обещает, а вот что касается подготовки к учебному процессу - Гройсман говорит, что школы должны готовиться сами.
Что будет с линейкой в этом году?
"Вести" писали о том, что родители не хотят, чтобы депутаты и чиновники посещали торжественные линейки по случаю начала учебного года. Они жалуются, что торжество превращается в праздник для высоких гостей, а не для детей, и все материальные траты на флажки, шарики и цветы ложатся на плечи родителей.
Каждое учебное заведение в праве выбирать, по какому сценарию проводить торжество. Однако исходя из мнения родителей и детей, никому не нужны длинные речи чиновников на празднике,к оторые посвящен детям и пермоу учебному дню. В любом случае, даже форма праздника, как отметила один из учителей, мало изменился от Советских времен. На данный момент, что в прошлом, что в этом году координальных изменений в првоедении праздника не будет. От линйки отказывать не будут, но посещать ее или нет, уже решать родителям и детям.
Нет дополнительным заданиям
Учителям теперь советуют не перегружать младшеклассников дополнительными заданиями из учебников или рабочих тетрадей. Под запрет попали также задания из дополнительной литературы для школьников, такие как раскраски, головоломки и так далее.
"Недопустимо перегружать учащихся заданиями из дополнительных учебников, тетрадей с печатной основой: закрашивание рисунков, составление схем, таблиц, выполнение дополнительных заданий и упражнений, написание домашних произведений и тому подобное", – говорится в рекомендациях МОН.
"От этой рекомендации есть побочные эффекты, - в свою очередь, обращает внимание Владимир Спиваковский. - Например, что касается запрета составлять графики и таблицы, то считается, что это сложно. Хотя, например, мы проводили многие занятия, где дети составляли графики своего роста по годам. А также обращали их внимание, что, например, расписание уроков составлено в табличной форме, что очень удобно. Такие «уроки графиков и таблиц» вырабатывают системное мышление и чувство пространства-времени. И не отягощают ум ребенка. Наоборот, пробуждают любопытство и любознательность".
Вместо физкультуры – танцы
Министерство предлагает учителям заменять часть уроков физкультуры другими предметами. Единственное условие – они должны включать физическую активность и занимать до одного часа в неделю.
Например, это может быть хореография, ритмика, плавание и т.д.
Но с практической реализации затеи МОН могут возникнуть проблемы. "Для танцев нужен танцзал и ставка хореографа. Для плаванья нужен бассейн и ставки тренеров и спасателей, - отмечает Владимир Спиваковский. - Также сложно будет достичь консенсуса администрации школ с родителями, что внедрять: танцы, плаванье или ориентацию на местности, и т.д. Будет много мнений, споров, потому что это ещё и повлечет сбор дополнительных денег".
Интегрированные уроки
Под интегрированным обучением подразумевается объединение материала нескольких учебных предметов в один. Например, в рамках одной дисциплины преподают язык и литературу, или же объединяют предметы определенного цикла (например, естественно-математического).
Главной целью интегрированных уроков должно быть не изложение максимального объема информации, а формирование целостной картины мира и повышение познавательного интереса учеников, заявляют в Минобразовании.
К томе же в МОН рекомендуют проводить нестандартные интегрированные занятия: урок-путешествие, урок-сказка, урок-праздник и т.п. Интегрированные уроки может проводить как один педагог, так и двое.
"На этих уроках учитель может организовать беседы, дискуссии по содержанию мультфильмов, чтение литературных текстов, публикаций в детской периодике, ситуаций, которые освещают в новостях и т.д., а также коллективные творческие дела, учебные проекты, встречи со специалистами государственных учреждений, экскурсии и т.д", – отмечают в МОН.
При этом МОН дает право учителю самому определять, как организовать обучение и какие методы и приемы применять. Также учитель сможет на свое усмотрение переносить темы уроков, исходя из скорости усвоения материала учениками, и определять количество часов на изучение отдельных тем.
"Реформа уровня отмены чернил"
Мнение о нововведения в педагогической и экспертной среде разделились.
"По-моему, что-то уж очень много этих рекомендаций. Каждый год новые! - рассказывает "Стране" учительница младших классов в одной из киевских общеобразовательных школ Татьяна. По ее мнению, младшим классам нужны не точечные изменения, а кардинальная смена содержания образования.
"Я работаю уже девятый год по системе развивающего обучения и только за, чтобы вообще не было никаких домашних заданий в младших классах, – продолжает размышления педагог. – Но все рекомендации МОН – это мелочи, и это не поможет улучшить качество образования. Думаю, для детей 6-10 лет нужно менять содержание материала, давать больше свободы учителю в плане методов преподавания и выбора способа контроля учеников. Насчёт физ-ры - интересное предложение, но в каждой ли школе есть бассейн? Я за хореографию, движение тела развивает движение мысли. А еще я за то, чтоб оценивать детей только в 4 классе, никаких ДПА! Но упрощать вообще все в начальной школе - это ошибка".
Не в восторге от новых рекомендаций МОН остались и эксперты, опрошенные "Страной".
"Такое ощущение, что в МОН хотят деградировать учеников. Столетиями дети учатся, делают домашние задания, занимаются спортом и все нормально. А тут вдруг нельзя! – говорит учредитель образовательных проектов, сооснователь общественной организации Kharkiv IT Cluster Эдуард Рубин. – Мне кажется, эти методические рекомендации писали люди, у которых 120 баллов по ВНО. Нагрузка была нормальной. Не нужно ни разгружать, ни нагружать. Это реформа уровня отмены чернил".
"В целом либерализация образования – это верный тренд, - в свою очередь, отмечает Владимир Спиваковский. - Он снимает нервозность и освобождает место для желания и мотивации ребенка учиться. Это также – европейский тренд, нацеленный на европейские ценности и на опыт лидерства финской системы образования. Но справедливости ради, отмечу, что финская система образования в мировых рейтингах спускается вниз, а лидерство захватывают страны ЮВА: Сингапур, Южная Корея, в которых воплощаются в жизнь прямо противоположные тренды в школах: жесткость, прессинг, нагрузки, требования. Не исключаю, что часть наших родителей, которые сами же добивались этой либерализации, в конце года спросят: а почему мой ничего не знает, не умеет, не может? (Мол, вот в наше время!…)... И нечего будет ответить".
К тому же, не исключено, что рекомендации МОН наткнутся на яростное сопротивление со стороны учителей в школах. Ведь придется кардинально перестраивать учебные планы, а не все педагоги к этому готовы.
"Раньше учителя строили урок так: объяснили, показали – и вперед, дети, решать примеры и упражнения дома. А теперь им придется перестраивать урок, чтобы все практические навыки успевать усваивать на уроке. Например, столько-то времени на объяснения, столько-то на практикумы и кейсы. Но это наткнется на яростное сопротивление, потому что в массе своей учителя не всегда методисты. А предоставленной им свободой они не всегда будут знать, как воспользоваться", - считает Спиваковский.
В ПЛАНАХ: 12-летка, конкурс директоров, все на украинском...
А еще вот-вот обещают принять доработанный законопроект об образовании. И если он не будет изменен, то школьников и учителей ждет довольно много разных нововведений.
И самым главным новшеством можно назвать переход школ на 12-летку. Такое было еще при Кучме, однако несколько лет подобная система поддавалась жесткой критике, и ее введение было приостановлено.
Согласно этому закону останется три уровня образования: начальный (1-4 класс), базовое среднее образование (еще 5 лет), профильное среднее образование (3 года).
Да, именно профильное, потому что собираются учредить новые специализированные школы: спортивные, хореографические, художественные.
Продленные группы в школах останутся, но решение о них будет приниматься непосредственно в самих школах. Ранее подобные решения принимались в органах власти, но с этого года вопросы о различных кружках или дополнительных занятиях будут принимать по ходатайству родителей. И кстати, финансирование будет скорее всего смешанным – родители и государственные структуры.
Школы с этого года получат намного больше автономии: директора будут избираться не органами образования, а на основе конкурса. Так что в новом году директором может стать кто-то из учителей или даже родителей.
Сокращение школ в 2017 году. Такое решение было принято из-за того, что есть довольно много образовательных учреждений с небольшим количеством учеников. Решения о закрытии школ будут приниматься местными властями. Также для сельских местностей в законодательстве прописан закон о том, что школьников будут подвозить к месту учебы и обратно домой.
Помимо этого, стоит напомнить, что теперь все уроки будут проходить на украинском языке. За исключением двух - максимум трех, которые школьник выберет себе сам. Их будут преподавать на любом из языков ЕС или нацменьшинств.
Медицинская справка к школе, что-то изменилось?
Каких врачей нужно пройти обязательно для получения медицинской справки в школу, каких посетить по собственной инициативе, а также какие анализы сдать, чтобы удостовериться, что малыш здоров, "Вести" расспросили у наших экспертов.
Итак, нужно будето обойти:
- хирурга-ортопеда;
- стоматолога;
- педиатра;
- отоларинголога;
- невропатолога;
- кардиолога;
- гастроэнтеролога;
- эндокринолога.
А также обязательно нужно будет сдать ряд анализов.