Насколько легко манипулировать человеком?
В 1954 году турецкий психолог Музафер Шериф подумал: а что будет, если забросить две группы детей в отдалённое безлюдное место и заставить враждовать друг с другом?
Другого способа удовлетворить научное любопытство, кроме как эксперимент, Шериф не знал, поэтому набрал две группы из одиннадцати обычных 11–летних детей в каждой. Дети были уверены, что отправляются в летний палаточный лагерь и предвкушали три недели безмятежного лазанья по горам, рыбалки и купания.
Никто из них и представить не мог, что родители уже подписали согласие на их участие в эксперименте Шерифа, и что есть ещё одна ни о чём не подозревающая группа сверстников, специально набранная для стравливания с ними.
Первую неделю всё шло хорошо, поскольку обе группы держались отдельно друг от друга. Это время отводилось на то, чтобы выстроить отношения внутри каждой группы. И там и там образовалась определённая иерархия, нашлись лидеры и придумались названия – одна группа пожелала именоваться «Орлами», другая – «Гремучими змеями».
И вот когда из каждой группы образовалась «настоящая команда», Орлам и Змеям позволили «случайно» узнать о существовании друг друга. Начался второй этап эксперимента, на котором исследователи всячески старались подстроить конфликтные ситуации, а потом наблюдали, как далеко зайдёт вражда.
Началось с невинных игр вроде баскетбола и перетягивания каната и призов в виде перочинных ножичков для победителей, и обидами для побеждённых. Потом исследователи умело расширили и углубили конфликт, и, в конце концов, организовали вечеринку, на которую Орлов привезли немного раньше.
Прибывшие первыми с удовольствием съели всё самое вкусное, оставив соперникам жалкие объедки. Змеи оскорбились и пошли обзывать Орлов. Потом последовало бросание тарелками с едой, которое, в конце концов, вылились в полномасштабную битву. После этого дети из разных групп приходили в ярость каждый раз, когда видели друг друга, и каждый раз старались устроить соперникам какую–нибудь пакость.
В общем, Шерифу и его команде удалось в рекордные сроки (меньше трёх недель) превратить обычных 11–летних детей без поведенческих проблем в толпу агрессивных дикарей. Да здравствует наука!
Кстати, Шериф проделывал подобные эксперименты трижды, и каждый раз они заканчивались серьёзными потасовками.
Как видно из эксперимента — людьми управлять очень легко. Но самое интересное то, что взрослыми людьми гораздо более легче манипулировать, чем детьми.
Все дело в том, что у взрослых людей в связи с физиологическими особенностями человеческого организма, мозг начинает усыхать и новую информацию для них становится воспринимать все труднее. Особенно хорошо это проявляется у лиц, которые не заняты высокоинтеллектуальной работой, которая позволяет тренировать способность к восприятию новой информации. Однако есть часть людей, которая не занимаясь умственным трудом, от природы недоверчива и подозрительна. Это явление эволюции называется «критическое мышление».
Как и обычную силу, критическое мышление можно получить двумя путями — от природы или при помощи тренировок. А можно и потерять, например — от школьных зубрежек. Между прочим эрудированный человек или человек обладающий большими знаниями в своей профессии не обязательно является критически мыслящим в общем смысле. Например — Анатолий Вассерман.
Источник: rationomicon.ru