Первые дни в школе. Адаптация
Начало – всегда самое трудное. Особенно если начинать надо шести-семилетнему ребенку, и притом самостоятельно. От первых шагов, от первых впечатлений школьной жизни во многом зависит, насколько успешно и легко пройдут 11 самых важных лет жизни.
Давайте послушаем советы педагога начальных классов, психолога «Школы Сотрудничества» Натальи Феликсовны Кацевич в том, чем родители могут облегчить адаптацию к первому классу. Ведь если вы сможете его настроить на радостную и торжественную волну, то и неизбежные волнения первого сентября будут положительными. Тут главное - самим правильно настроиться.
Накануне
Познакомьтесь заранее
Хорошо, если ребёнок до 1 сентября побывал в школе, познакомился с обстановкой, учителем. Пусть зайдёт в класс, в котором он будет учиться и посидит за любой партой, порисует на доске мелом. Познакомится с учителем или с кем-то из будущих одноклассников. Совсем замечательно, если ваш малыш уже ходил к этой учительнице на подготовку к школе – тогда половины волнений как не бывало.
Обязательно поговорите с ребёнком о 1 сентября заранее, расскажите, что это весёлый праздник, каждого первоклассника с нетерпением ждут в школе. Что будет торжественная линейка, где их будет поздравлять лично директор. А потом он придёт вместе с ребятами в класс, познакомится с учителем и одноклассниками. На переменках можно пошуметь, поиграть, познакомиться с новыми интересными ребятами. А потом его заберут домой мама или бабушка и устроят праздник.
Сделайте все, чтобы 1 сентября запомнился ребенку как праздник
Накануне 1 сентября в доме уже должен быть праздник: развешаны шарики, играет весёлая музыка, в духовке пекутся пироги. Малыша все поздравляют с тем, что он уже «вот какой взрослый».
Дома его ждет что-то приятное – подарок, поход в театр или кафе, пикник в парке.
Дайте ребенку собраться самому
Для того чтобы школьник почувствовал, что он действительно вырос, дайте ему собрать портфель самостоятельно. И обязательно заранее (взрослый вечером может проверить, как собран портфель, помочь, но подчеркнуть, что главное сделал ребенок). В школу разрешается брать любимую игрушку (небольшую), но играть в неё можно на переменках. Форма пусть висит заранее отглаженная, приготовлены ботиночки. Пусть будильник ребёнок заведёт сам (взрослый перепроверяет), в вазе стоят цветы, которые ребёнок возьмёт на линейку (пусть сам малыш выбирает букет).
Вечером перед 1 сентября всей семьёй сядьте за стол, пейте чай и каждый вспоминайте только положительные моменты как у вас проходило 1 сентября, как вы тоже волновались, но как было интересно. Больше смеха, позитива. На ночь приласкайте ребёнка, расскажите ему сказку. Скажите, как гордитесь тем, что он у вас такой взрослый.
Утром 1 сентября
Все волнения этого дня должны быть положительными.
Проявите сегодня больше такта и терпения. Собираясь в школу не торопите ребенка, не повышайте голоса, Понятно, что вы волнуетесь, особенно если в школу идет первенец, это целая веха в истории вашей семьи. Но ребенок это пока не очень понимает, ему бы со своим волнением справиться.
Так что если мамы, бабушки, старшие сестры не могут сдержать слез, то пусть это будут слезы радости и гордости за малыша!
Приготовьте ребенка к тому, что жизнь его теперь сильно изменится
Жизнь первоклассника сильно меняется, скоро это будет уже «совсем другой человек». Мы рекомендуем первое время чаще встречаться с учителем, чтобы понять, что у ребёнка получается лучше, а над чем стоит ещё поработать. Таким образом вы снимите тревожность свою и ребёнка, вселите в него уверенность. Поднимите самооценку. Все поступки ребёнка обсуждайте только с ним, без участия посторонних людей. И никогда не ругайте прилюдно, тем более при друзьях.
Не нервируйте первоклашку по мелочам: сломал карандаш, потерял ручку, сжевал ластик. Обнимите, приласкайте, пошутите и вытащите из секретного ящичка ещё один набор канцелярских товаров (которые вы купили заранее).
Первое время постарайтесь забирать ребенка пораньше, чтобы он не выбивался из привычного режима жизни. Например, дневной сон, дворовые друзья, привычные кружки (но не надо новых занятий и секций, ребенку и так непросто).
Адаптация – это первые полгода
Первое полугодие считается первичной адаптацией, сейчас больше пользы малышу принесут не нравоучения, а ваша эмоциональная поддержка. Хорошо, если вы вместе с ребёнком напишите режим дня и сна, будете его придерживаться. Также можно написать список уроков по дневнику, ребёнок будет самостоятельно по нему собирать свой портфель. Если ребёнок из школы пришёл веселый, попросите поделиться этой радостью с вами. А если унылый или грустный? Накормите, на прогулке спокойно поговорите: «Тебя что-то расстроило сегодня? Что-то не получилось? Давай вместе подумаем, как нам справиться с этой ситуацией, у меня в школе тоже не всё получалось». Это сблизит вас с ребёнком, он будет больше доверять вашему мнениию. Обращайте внимание на успехи, про неудачи не стоит говорить. Главное - в первые недели школьной жизни сохранить психологическое и физическое здоровье малыша, его душевный комфорт. Не надо задавать ребёнку таких вопросов: «Что сегодня делали? Ты всё съел на обед? Тебя никто не обижал? Учительница тебя не ругала?» Ребёнок научится ябедничать, почувствует себя неуверенно.
Узнать все ли в порядке, можно с помощью такой игры: он «учитель», вы «ученик». Ведь вы так давно учились в первом классе и всё забыли, а он должен вас учить: как решить ту или иную задачку, как правильно писать крючочки, что делать, если вы с подружкой поссорились. Можно даже сделать импровизированную парту и доску. Посмотрите, как и какие замечания делает ребенок (он будет имитировать поведение учительницы). Если вы специально что-то не поймете – как он будет объяснять? Если будет кричать, обзывать, то стоит повнимательнее приглядеться к учительнице.
Рассердитесь на тарелку, пылесос, пусть ребёнок поможет вам снять конфликт – и вы увидите, как он решает конфликты со сверстниками.
Можно за учебный стол дома посадить игрушку, ваш ребёнок великолепно будет объяснять ей «что такое хорошо, а что такое плохо!».
Гуляя по парку собирайте листочки, грибочки и считайте с ошибками, пусть ребёнок исправляет.
Обращайте внимание на успехи и почаще хвалите. Если акцентировать внимание на удачах, то их количество увеличивается. Верно и обратное. Если все время тыкать ребенка неудачами, он увязнет в них на все 11 лет.
Так что первые полгода как можно чаще в вашем доме должны звучать слова: «ты у меня молодец!», «это трудно, но ты справишься!», «мы всегда рядом и тебе поможем!». И тогда действительно все получится!