Почему у нас железнодорожная колея шире, чем на Западе
Этот казус всем известен – при переезде через границу вагоны «пересаживаются» на другие, европейские шасси, т.к. на Западе железнодорожная колея составляет 1435 мм, против 1520 мм у нас и в странах СНГ.
Кстати, нужно сказать, в конце 1930-х годов 20-го века, в Германии был разработан проект строительства сети сверхширококолейных скоростных железных дорог, так называемый Breitspurbahn. Сеть эта была запланирована в Европе, а в будущем и в Азии, дороги должны были по замыслу связать Японию и Индию с Европой. Был построен демонстрационный участок, разрабатывались паровозы, тепловозы и вагоны. Однако, проект не был осуществлён: началась Вторая мировая война.
Откуда, вообще пошли эти размеры?
Ширина железнодорожной колеи в Европе ведет свою историю от древних римлян, больших любителей порядка во всем. Чтобы колесницы бесконечно не ломались, перескакивая из одной колеи в другую, было решено: все повозки и колесницы римской империи должны иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами - 1435 мм. Бюрократические стандарты вечны.
Поэтому, возмущаясь, какая «лошадиная задница» придумала стандарт колеи на Западе, попадем в точку: в императорском Риме длина осей была подобрана таким образом, чтобы в армейскую повозку можно было запрячь двух лошадей. И этот стандарт сохранился почти во всех странах Европы: 4 фута 8,5 дюймов – 1435 мм.
Однако, в России , с середины XIX века, стандартом на железных дорогах России, а потом и СССР, Финляндии и Монголии была ширина колеи 1524 мм. Во второй половине XX века железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм. Железнодорожный состав на такой колее - более устойчив и позволяет перевозить больше грузов
Существует, при этом версия: в свое время, такую ширину колеи пролоббировали, как сказали бы теперь, русские купцы, чтобы ограничить доступ товаров из Европы.
И еще одна, почти неприличная анекдотическая версия.
Когда проектировали первую железную дорогу в России «Санкт-Петербург – Москва» министры пришли к императору Николаю Первому и спросили:
- Государь, железную дорогу будем строить как в Европе или шире?
Император ответил:
- На хрен шире!
И дорогу построили строго на царский хрен шире.
Источник: profidom.com.ua