09.01.2014

Психолог с указкой: учительница из Крыма объединила психологию и педагогику

Как обучать украинскому в русскоязычной среде
Каким должен быть учитель, чтобы о нем сказали: «настоящий, от Бога»? Во-первых, любить детей. Во-вторых, любить свой предмет и уметь заинтересовать им. В-третьих, развиваться и учиться, ведь время не стоит на месте, а дети становятся все более требовательными. Все это умеет заслуженный учитель Украины Валентина Лаврик. Уже 17 лет она работает в частном учебно-воспитательном комплексе «Гимназия-школа-сад «Консоль» Симферополя и обучает юных крымчан украинскому языку и литературе.
Найти подход к ученикам педагогу помогает второе, психологическое образование. «Когда учитель психолог, ему гораздо проще найти в работе интерес, — говорит Валентина Васильевна. — Наблюдать, как дети развиваются и взаимодействуют, помогать им в этом — одно удовольствие».

Азбука учения

Валентина Васильевна — автор психологического спецкурса «Азбука учения» для младших классов. «Во все времена в педагогике действовало правило: чтобы быть успешным в учебе, нужно уметь учиться, — поясняет она. — С этой целью — научить детей овладевать знаниями — спецкурс и разрабатывался. Тогда, в 2001 году, это стало для нас жизненной необходимостью. Занятия проходят раз в неделю. В игровой форме мы развиваем мышление, воображение и долговременную память, изучаем способы запоминания, учимся исследовать. Кроме того, большую роль играет социальная адаптация: умение сотрудничать и отстаивать свою точку зрения. Уже с первого класса мы обучаем детей ставить цели, планировать их достижение, анализировать успехи и неудачи, чтобы выйти на более высокий уровень развития. Мы опираемся на анализ успехов ученика, траекторию личностного развития и учебный договор, который составляет школьник при помощи учителей и родителей. Много внимания уделяем формированию общечеловеческих ценностей, таких как дружба, добро, любовь, уважение, толерантность».

Урок как головоломка

Уроки для учеников — непрерывная исследовательская деятельность. С самого начала дети получают задание, которое основано на уже известном им материале, но содержит элемент новизны. «Опираясь на уже знакомые принципы, они пытаются вывести новые положения — например, грамматические правила, — говорит учительница. — Это намного интереснее, чем зазубривать постулаты из учебника. Например, при изучении имени существительного детям дается набор слов. Дети могут установить, какое общее значение имеют все эти слова, чем они отличаются друг от друга, какие их морфологические признаки.
Проводя исследования, дети ищут свой способ понимания материала. Собственные выводы ученики запомнят надолго и потом смогут использовать на практике».

Украинский в Крыму

Чтобы донести красоту украинского слова русскоязычным крымчанам, требуется талант. Но у Лаврик с этим проблем не возникает. «Сегодня владеть украинским — дело чести, — говорит она. — Кроме того, нашим ученикам на ВНО никто скидок не делает, тесты все сдают одинаковые. Поэтому мы должны хорошо подготовить детей, чтобы они имели нормальные шансы поступить в вуз. С учениками я всегда общаюсь на украинском. Бывает, встречаю их с родителями в городе и в разговоре с мамой перехожу на русский. А дети уже переключиться не могут! Они как меня видят, сразу начинают общаться только на украинском.
У нас много внеклассной работы, мы проводим научные конференции, готовим различные исследовательские работы для всеукраинских конкурсов, и все это — на украинском языке. Например, в нашей гимназии проводится Всекрымский конкурс украиноведческих научно-исследовательских работ. Кроме того, у нас действуют творческие мастерские: дети делают писанки, ляльки-мотанки. Мы пишем очень много стихов и сочинений, оформляем их в виде книг и дарим родителям».

В одной команде

На уроке дети работают в группах по 4—5 человек, в каждой есть свой «командир». «Они учатся распределять роли в группе: быть лидерами и наоборот, выполнять поручения, отвечать за себя и за своих одноклассников, — говорит Валентина Васильевна. — Получается очень хорошая динамика: на уроке каждый ребенок занимается своим делом, но они работают над общим заданием. А затем кто-то один должен выйти и представить результат совместных усилий перед всем классом. Бывает, дети, которые пришли к нам из других школ, поначалу работают самостоятельно. А потом из тех ребят, которые хорошо поняли тему, назначаются консультанты. И когда ученики помогают друг другу, зарождается дружба, «новенькие» вливаются в коллектив.
Всегда полезно позволить школьникам побывать в шкуре учителя. Как свидетельствуют исследования современных психологов, лучше всего усваивается тот материал, который учащиеся не только прорабатывают сами, но и поясняют другим. Так что у нас бывают уроки, когда я якобы ничего не знаю. И они все меня учат».

Три важных вопроса
- Как изменились дети за последние годы?
Современные дети очень интересные! Они активные, гибкие и с высоким уровнем требований к учителю. Современных детей нельзя учить так, как учили нас. Педагог должен владеть информационными технологиями, интерактивными формами организации учебного процесса, опираться на природные способности каждого ученика.

- Как найти подход к новому поколению?
Нужно разделять интересы детей, не бояться осваивать новые технологии. И рассказывать ученикам о вечных ценностях — о любви и дружбе, доброте и сострадании, толерантности и уважении.

- Чего не хватает украинской школе?
В первую очередь, творческих, профессиональных педагогов.

Источник: "Сегодня"
Авторы: Ковалева Ирина, Мария Ряполова