27.06.2014

В Харьковской области к ремонту дорог привлекли ученых

Решать насущные задачи дорожникам помогают ученые Харьковского национального автомобильно-дорожного университета.

ЯМЫ МОЖНО РЕМОНТИРОВАТЬ ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ

Трещиностойкость, сдвигоустойчивость и морозоустойчивость асфальтобетона, как основного материала, входящего в покрытие конструкций дорожных одежд, – это три наиболее важные характеристики его надежности и долговечности. Во всем мире именно к этим критериям наиболее часто прикован интерес исследователей. Вызвано это их важностью с точки зрения обеспечения качества дорожных покрытий.

При этом выбоины на покрытиях автомобильных дорог являются одним из главных раздражителем для автомобилистов, поскольку они способствуют быстрому выходу из строя ходовой части автомобилей. Поэтому «ямочность» на автомобильных дорогах необходимо ликвидировать на ранней стадии появления.

Учитывая ограниченность финансов на данном этапе, важно направить усилия на максимальное сохранение существующей сети дорог общего пользования в удовлетворительном состоянии.

Для сохранения сети дорог Харьковской области от дальнейшего разрушения кафедра строительства и эксплуатации автомобильных дорог Харьковского национального автомобильно-дорожного университета (ХНАДУ) может рекомендовать на основании результатов научных исследований и опыта научно-технического сопровождения ремонтов автомобильных дорог в разных регионах Украины технологию ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий при низких температурах. Такая технология предусматривает использование холодных ремонтных органо-минеральных смесей или литых горячих асфальтобетонных смесей, и не требует уплотнения указанных смесей дорожными катками. Их можно использовать для ремонта при низкой температуре воздуха (до -10ºоС). Литая асфальтобетонная смесь заполняет все неровности, благодаря высокой температуре разогревает дно и стенки выбоины, вследствие чего достигается прочное сцепление ремонтного материала со старым покрытием.

Современный уровень научных разработок и наличие специальной техники позволяет применять, при консультативной поддержке кафедры, технологии герметизации трещин в асфальтобетонных покрытиях, ремонта выбоин с использованием холодных эмульсионно-минеральных смесей, устройства тонких защитных слоев износа по способу поверхностной обработки с обязательным применением битумных эмульсий, модифицированных латексами, а также тонких защитных слоев износа с применением холодных литых эмульсионно-минеральных смесей по типу «Сларри Сил». Устройство тонких защитных слоев является чрезвычайно эффективным мероприятием на участках дорог, которые окончательно не потеряли несущую способность.

НА БИТУМЕ ЛЕЖИТ БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Во всем мире наиболее перспективным направлением повышения прочностных и деформационных показателей асфальтобетонных покрытий является применение для их строительства асфальтобетонных смесей на основе битумов, модифицированных полимерами различной структуры.

Для модификации битумов широко используются полимеры типа SBS, SBR, EVA, SIS, PE и другие. В последнее время все больший интерес прикован к применению добавок, позволяющих производить модификацию асфальтобетонных смесей в асфальтосмесительных установках, минуя стадию модификации битума. В настоящее время разработана гамма добавок: Butonal, Genicel, Lucobit, NAF, Parawax, Polybilt, PR Plast, Duroflex, Viscoplast, Licomond и др., которые могут успешно использоваться для модификации асфальтобетонных смесей непосредственно в асфальтосмесителе. Данная технология является инновационной и позволяет избежать ненужных финансовых затрат.

ЩМА ДОКАЗАЛИ СВОЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Для строительства колееустойчивых покрытий дорожных одежд рекомендуется использовать щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси с максимальным размером зерен щебня 20 мм. Рекомендации основаны на результатах научных исследований кафедры строительства и эксплуатации автомобильных дорог Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. Для повышения морозоустойчивости асфальтобетонных покрытий дорожных конструкций целесообразно осуществлять модификацию щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей добавками природных битумов или поверхностно-активных веществ на стадии их приготовления. Благодаря использованию щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей на основе модифицированных битумов для строительства слоев покрытий обеспечивается высокая устойчивость к накоплению остаточных деформаций в виде колеи при высоких температурах, а также длительная водостойкость. Дорожные покрытия из щебенисто-мастичного асфальтобетона (ЩMA) имеют более высокую устойчивость к истирающему действию шин, по сравнению с обычными мелкозернистыми асфальтобетонами. Сформированная зернами кубовидного щебня каркасная структура ЩМА обеспечивает покрытиям повышенную сдвигоустойчивость на участках торможения, спусках и перекрестках. Безусловно, основным условием создания долговечного покрытия дорожной одежды из ЩMA является использование высококачественных составляющих щебенисто-мастичных асфальтобетонных смесей и соответствия всех технологических режимов их приготовления нормативным требованиям.

В последнее десятилетие в Украине объемы строительства верхних слоев покрытий дорожных одежд из ЩMA постоянно возрастают. Результаты мониторинга щебеночно-мастичных асфальтобетонных покрытий дорожных одежд, эксплуатируемых в климатических условиях Украины, свидетельствуют о повышенной их устойчивости к образованию колеи, а также накоплению других видов деформаций и разрушений, особенно в условиях использования хлоридосодержащих противогололедных материалов для борьбы с зимней скользкостью.

Конструкции дорог работают на границе возможностей

В последнее время в Украине, в том числе и в Харьковской области, в связи с ограниченным финансированием дорожной отрясли и несоблюдением межремонтных сроков сложилась ситуация, когда конструкции дорожных одежд работают на границе своих возможностей. При нарушении межремонтных сроков эксплуатации дорожных одежд объем ремонтных работ возрастает в геометрической прогрессии. Эта тенденция на ближайшую перспективу будет неуклонно расти, поскольку финансирование дорожной отрасли практически отсутствует.

Источник: vecherniy.kharkov.ua