17.06.2014

Что психологи знают о футболе

Чемпионат мира по футболу, который открылся 13 июня в Бразилии, привлекает внимание не только рядовых болельщиков, но и людей науки. Ну хотя бы потому, что многие ученые – тоже заядлые болельщики. Но помимо этого футбол давно уже стал объектом серьезных научных исследований – в том числе со стороны психологии и смежных с ней дисциплин. Предлагаем вашему вниманию дайджест нескольких любопытных работ на животрепещущие футбольные и околофутбольные темы.

Пенальти

Игры «на вылет» в решающей стадии чемпионата мира редко обходятся без серии одиннадцатиметровых ударов – пенальти. К ним прибегают, когда командам так и не удается превзойти друг друга в ходе игры. Изучению психологического феномена пенальти посвящено не одно исследование, и все они сходятся в том, что одиннадцатиметровые удары становятся серьезнейшим стрессом для вратарей. Возможно, по этой причине голкиперам удается отразить лишь около 18% всех исполняемых ударов.

Специалист в области физиологии и нейрофизиологии Института изучения движения в Амстердаме Джон ван дер Камп (John van der Kamp) решил помочь вратарям. Он опубликовал уже несколько работ, в которых попытался выяснить, что и как нужно делать, чтобы защитить свои ворота. Главный совет ван дер Кампа состоит пока в следующем: перед ударом вратарю следует занимать позицию не по центру ворот, а сместившись к одной из штанг на 6–10 сантиметров. Исполняющий пенальти игрок не сможет осознать асимметрию такого расположения. Однако его мозг бессознательно зафиксирует, что расстояние от голкипера до одной из штанг все же больше, чем до другой. Именно в эту сторону и будет направлен удар, а следовательно, туда и нужно прыгать, чтобы спасти команду.

Правда, сам ван дер Камп признает, что работает этот прием далеко не всегда. Тем не менее несимметричное расположение вратаря как минимум на 10% повышает вероятность того, что удар последует в ту часть ворот, которая визуально кажется менее защищенной. Что ж, даже десятипроцентное преимущество – уже неплохо, особенно если в серии пенальти будет решаться судьба чемпионата мира.

Симуляция

Дэрил Розенбаум, доктор медицины из американского исследовательского центра Wake Forest Baptist Medical Center, задался целью вывести на чистую воду футбольных симулянтов. Проблема эта стоит настолько остро, что еще в 2008 году Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА – высшая мировая футбольная инстанция) выпустила специальную директиву с призывом «осудить симуляцию травм и бороться за искоренение этого явления в игре». Увы, ситуация с тех пор нисколько не улучшилась, и футболисты продолжают корчиться на поле в адских муках, выпрашивая у судей наказание для противников, а затем вскакивают и продолжают играть как ни в чем не бывало.

Розенбаум проанализировал видеозаписи нескольких сотен международных футбольных матчей. Оговариваясь, что только сам футболист может с полной уверенностью сказать, испытывает ли он серьезную боль и получил ли настоящую травму, ученый предложил деление на «наблюдаемые повреждения» и «подтвержденные повреждения». К наблюдаемым повреждениям доктор Розенбаум отнес любые ситуации, когда футболист падал и всем своим видом показывал, что не может продолжать игру. В число подтвержденных попали повреждения, после которых игрок не мог вернуться на поле пять или более минут либо вообще оказывался заменен, а также ситуации, когда повреждение было очевидно: например, кровотечение.

Результаты исследования должны заставить покраснеть сильную половину человечества. В матчах мужских футбольных команд Дэрил Розенбаум насчитал в среднем 11,26 «наблюдаемых повреждений» за игру. В женских футбольных матчах на одну игру пришлось в среднем 5,74 «наблюдаемых повреждения» – вдвое меньше. Но и это еще не все. В женских матчах «наблюдаемое повреждение» оказывалось в итоге подтвержденным почти вдвое чаще – в 13,7% случаев (у мужчин – лишь в 7,2%). Отсюда следует непреложный вывод: мужской футбол подвержен симуляции в гораздо большей мере, чем женский. Падают и корчатся девушки по ходу игры реже, чем мужчины. А уж если падают, то причина гораздо чаще оказывается и впрямь уважительной.

Ну и самое главное: никакой связи количества наблюдаемых и подтвержденных повреждений с результатами матчей доктору Розенбауму обнаружить не удалось. Поэтому наука утверждает: хватит корчиться, играть надо!

Болельщики

Маркетологи из французской бизнес-школы INSEAD Пьер Шандон (Pierre Chandon) и Ян Корниль (Yann Cornil) установили связь между результатами выступлений футбольных команд и ожирением. Правда, объектом своего исследования французы отчего-то выбрали американский футбол, но результаты оказались очень занятными. Шандон и Корниль обнаружили, что после поражения своих любимых команд болельщики отдают предпочтение более жирной и калорийной пище. Так, потребление высоконасыщенных жиров возрастает в среднем на 16%, а общее потребление калорий – на 10%. При этом в городах, где есть лишь одна команда, либо там, где футбол – важная часть жизни города, эти цифры оказываются еще выше. Например, в Питтсбурге или Детройте в черные для болельщиков дни потребление высоконасыщенных жиров возрастает почти на треть (точнее – на 28%).

Эти данные вполне согласуются с уже известными науке фактами: переживая негативные эмоции, многие из нас стремятся «заесть горе». Мозг остро нуждается в источнике позитивных импульсов, которым и становится сладкая или жирная пища. Более интересным и неожиданным выглядит влияние футбольных успехов. Как установили Шандон и Корниль, после побед потребление болельщиками высоконасыщенных жиров снижается на 9%, а калорий – на 5%. Ученые предполагают, что заряд позитивных эмоций позволяет болельщикам меньше обращать внимание на еду и не искать в ней какого-то особого удовольствия: ведь главная радость уже получена. Не исключено также, что после победы мозг бессознательно отдает предпочтение долгосрочным стратегиям. Это может быть связано с радостным предвкушением следующей игры. Ну а здоровое питание тоже нельзя не признать весьма разумной долгосрочной стратегией.

Нужно напомнить, что речь в исследовании идет про американский футбол. Однако сам Пьер Шандон уверен, что его результаты вполне распространяются и на собственно футбол. Комментируя свою работу, он говорит, что в предыдущие годы национальная французская футбольная сборная выступала просто ужасно. И вряд ли можно считать случайным совпадением то, что сам ученый поправился за эти годы на несколько килограммов. Если так, то хотя бы из соображений заботы о здоровье нации российская команда обязана выступить на чемпионате мира как можно лучше.

Источник: http://www.psychologies.ru

Новости портала «Весь Харьков»