9 мифов о требованиях МВФ
Скрытность Международного валютного фонда, склонность граждан к драматизации и богатая фантазия российских медиа создали пугающее, но совершенно недостоверное представление об условиях кредита для Украины
Премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что потребность во внешнем финансировании чрезвычайно остра, поэтому правительство выполнит все требования Международного валютного фонда, необходимые для получения кредита. Речь идет о сумме приблизительно в $15 млрд. О конкретной сумме, на которую мы сможем рассчитывать, как и о конкретном плане реформ станет известно после того, как миссия Фонда сделает свои выводы. По мнению главного экономиста Dragon Capital Елены Белан, эксперты МВФ сфокусируются на оценке экономической ситуации в стране, в том числе таких параметров, как реалистичный прогноз роста ВВП и бюджетных доходов, потребность государства во внешнем финансировании, состояние банковской системы и ее потребности в дополнительном капитале.
В связи с отсутствием полной информации в народе появилось много "страшилок" и весьма вольных трактовок требований МВФ, которые не всегда соответствуют действительности или не соответствуют вовсе.
Начнем с того, что требований на самом деле лишь четыре:
1. Привести в порядок валютно-курсовую политику и стабилизировать финансовый сектор;
2. Сократить расходы и дефицит бюджета до 3-4% от ВВП;
3. Откорректировать тарифы на энергоносители и одновременно ввести адресные субсидии;
4. Провести реформы, которые обеспечат улучшение бизнес-климата и стойкий экономический рост.
Это то, что нам точно необходимо сделать, все остальное — рекомендации. Но чтобы окончательно успокоить граждан, мы собрали все домыслы российских (и не только) СМИ и нашли их подтверждение либо опровержение.
Миф 1. Повышение пенсионного возраста, отмена права на досрочный уход на пенсию.
Постепенное повышение пенсионного возраста предусмотрено законом 7455 от 8 июня 2011 года, который был принят в рамках выполнения Украиной требований МВФ по предыдущему кредиту. Российские бойцы информационного фронта упустили этот момент. О запрете на досрочный уход на пенсию там, правда, ни слова.
Миф 2. Отмена социальных пособий и льгот (транспорт, ЖКХ) для отдельных групп граждан.
Да, социальные льготы могут быть сокращены в борьбе за уменьшение бюджетного дефицита. В то же время учитывая размах "соцалки" в Украине, распространяющейся на весьма многочисленные, и далеко не всегда нуждающиеся группы граждан, наименее защищенные слои такие сокращения не затронут еще очень долго.
"Льготы, субсидирование коммунальных услуг и т.д. — такая забота о людях создает глубокие проблемы в экономической системе, дает ложные сигналы", — считает Дмитрий Боярчук, директор центра социально-экономических исследований CASE-Украина. Например, субсидирование коммунальных услуг не покрывает себестоимость производства тепла и инфраструктуры, в результате мы имеем постоянные аварии теплосетей. Льготы — это очаг коррупции, так как ренту с них собирают совсем не малообеспеченные люди. "Шоковая терапия" все эти перекосы выровняет, перенесет людей в новую реальность. Именно это откроет реальный путь и к инвестициям, а значит и к новым рабочим местам, а значит и к экономическому росту, уверен Боярчук.
Миф 3. Повышение цены на газ для коммунальных предприятий и для населения на 40% сразу и на 40% через полгода.
Во время переговоров правительства Азарова с МВФ тема тарифов на газ была самой горячей и стала одним из поводов отказаться от сотрудничества. Это требование Украине озвучили не на зло, а потому что с таким долгом, который накопил "Нафтогаз", государство не справляется, особенно с учетом того, что "дружественная" Россия отказалась продлевать действие скидки на газ, и "Нафтогазу" снова придется закупать его не по $268,5 за кубометр, а по $400-420. Общий уровень энергетических субсидии? в Украине Фонд оценивает в 7,5% ВВП. Причем часто ими пользуются вполне обеспеченные граждане. Это — регрессивная и неэффективная система.
Но, во-первых, глава миссии Фонда в Украине Жером Ваше еще осенью 2013 года говорил о том, что от Украины не ждут резкого увеличения тарифов. По информации Михаила Гончара, директора энергетической программы центра "Номос", речь шла о повышении цены на 20%, постепенно, по 5-7% раз в полгода. Конечно, это не всем нравится, но взрыва недовольства нет. "Главное, чтобы была прозрачность формирования тарифа",— считает Гончар. Что важно понять: повышенные тарифы — не проблема, проблема — это низкая платежеспособность населения. Тарифы у нас как раз самые низкие в Европе — у ближайших соседей (Польши, Молдовы, стран Прибалтики), они в 3-5 раз выше. Бороться нужно с неплатежеспособностью, которая сама по себе является следствием неэффективной политики.
Во-вторых, почему-то обычно упускается из виду тот факт, что повышение тарифов МВФ рекомендуется совмещать с одновременным усилением социальной помощи для малообеспеченных домохозяйств. Более того, эта адресная помощь должна покрыть 40% семей, а это достаточно много. В целом требование МВФ заключается в том, чтобы помощь получали те, кому это действительно нужно.
Миф 4. Снижение минимальной заработной платы.
МВФ рекомендовал не снизить зарплаты, а ограничить рост "минималки" в соответствии с уровнем инфляции.
Миф 5. Отмена моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения.
Этот пункт также был в условиях старого договора, но на сегодняшний день вопрос моратория не обсуждается. Так что российские пропагандисты опять "забыли" актуализировать информацию.
Миф 6. Ограничение упрощенной системы налогообложения.
Спор вокруг "упрощенки" с Фондом был разрешен еще в 2011 году, в сегодняшних переговорах он не играет никакой роли.
Миф 7. Ограничение зарплаты государственных чиновников
Речь шла, прежде всего, о сокращении расходов бюджета на содержание аппаратов государственной власти. Почему бы и нет, если только на содержание Администрации президента в 2014 году планируется потратить 313,82 млн гривень. Невероятно высокие зарплаты высших должностных лиц и так раздражают украинцев, вряд ли кто-то будет против их снижения, кроме тех, кто эту зарплату получает. Но гораздо важнее сократить количество чиновников, получающих зарплату — наш административный аппарат чрезмерно перегружен всевозможными ведомствами, а наличие бесчисленных замов и помощников у каждого руководителя трудно чем-то оправдать.
Миф 8. Приватизация всех шахт.
Рекомендация состояла в том, чтобы продать дотационные промышленные объекты, на модернизацию которых у государства не хватает средств, прибыли они не приносят, но зато требуют затрат на содержание. Их приватизация не только сократила бы расходы бюджета, но и дала бы шанс на повышение их эффективности.
Миф 9. Начисление пособия по безработице только после минимального стажа в 6 месяцев.
Эта норма уже несколько лет содержится в "Законе об обязательном государственном социальном страховании на случай безработицы", и особого возмущения она ни у кого не вызывала.
Теперь о реальности. Большинство названных мер относятся к требованию фискальной консолидации — сокращения расходов бюджета. Требование состоит, повторим, в том, чтобы до определенного уровня уменьшить дефицит. Вероятно, что в текущих условиях МВФ сделает скидку на обстоятельства и не будет настаивать на дефиците в 3% — сейчас это просто невозможно. Однако Павел Ильяшенко, управляющий активами КУА "Кинто", не исключает, что в обмен на смягчение Фонд захочет реформ. В частности, он может потребовать прозрачности процедур по работе с бюджетом, например, чтобы весь бюджет и расходы прописывались в открытом доступе.
Как бы там ни было, Арсений Яценюк сообщил о подготовке секвестра бюджета. Правительство может воспользоваться рекомендациями, а может разработать свои меры. Так, сэкономить планируют на льготах для чиновников и на госзакупках, которые всегда были бескрайним полем для манипуляций, коррупции и отмывания денег — по подсчетам Федерации работодателей Украины в прошлом году через них в тень было выведено около 80 млрд гривень бюджетных средств. Очевидно, что сломать схемы и традиции откатов — более эффективный способ сэкономить, чем многое из того, что рекомендует Фонд.
Еще одним методом борьбы с дефицитом может стать возмещение НДС облигациями. Напомним, ранее МВФ не одобрил идею правительства Азарова о возмещении госвекселями, так как эта практика лишает бизнес оборотных средств. По мнению Боярчука, облигации Фонд одобрит, векселя — нет, потому что облигации — это официальный долг, через них можно перекредитоваться у банков. Это не худший компромисс.
Читая российскую прессу, создается впечатление, что требования и рекомендации МВФ выдвигает, буквально чтобы нас всячески унизить и заставить голодать, что, конечно же, не так. Однажды Жером Ваше, в ответ на реплику Азарова о том, что это всего лишь рефинансирование старого долга, выразил смысл работы МВФ: "Мы кредитуем на основе политики, которая ведет к устранению диспропорций в экономике и стимулирует экономический рост, а не с целью рефинансирования старых обязательств".
Олег Устенко, директор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины предполагает, что последовательное выполнение условий Международного валютного фонда должно со временем привести нас к бездефицитному бюджету, а экономика будет в состоянии функционировать без внешних займов, исключительно за счет того, что будет зарабатывать сама.
Источник: delo.ua
Автор: Мария Стасенко, журналист Delo.UA