Что хуже - децентрализация или федерализация Украины? Тонкости выбора
Решение СНБО рекомендовать проведение всеукраинского референдума относительно изменения государственного устройства Украины стало веским поводом разобраться, что несет в себе децентрализация власти, что такое федерализация и как, собственно говоря, отразится на жизни обычных граждан изменение формы правления вообще.
Разница не большая, но… существенная
Оказывается, между федерализацией – то, чего требуют на юго-востоке страны, - и децентрализацией – то, на что вызывается пойти нынешняя власть, - разница небольшая.
«Федерализация и децентрализация имеют много общего, - в комментариях FaceNews говорит политолог Кость Бондаренко, - «И одно, и другое понятие предусматривает распределение местных бюджетов, самостоятельное избрание губернаторов – регионы смогут иметь свои советы, свое управление, которые с Киевом будут связаны только через определенные договоренности».
Самое важное отличие состоит в том, что при условии децентрализации Украина останется унитарным государством. Федерализация, собственно говоря, сделает его федеративным.
Многие эксперты и политики рассматривают принятие федеративного устройства, как путь к развалу страны.
«Мне кажется, что федерализацию часть её сторонников рассматривает только как инструмент разделения страны и промежуточный этап в процессе достижения этой цели», - считает, например, политолог Владимир Фесенко.
По мнению Фесенко, финансовая и административная децентрализация – более правильная модель.
Решение СНБО рекомендовать проведение всеукраинского референдума относительно изменения государственного устройства Украины стало веским поводом разобраться, что несет в себе децентрализация власти, что такое федерализация и как, собственно говоря, отразится на жизни обычных граждан изменение формы правления вообще.
Разница не большая, но… существенная
Оказывается, между федерализацией – то, чего требуют на юго-востоке страны, - и децентрализацией – то, на что вызывается пойти нынешняя власть, - разница небольшая.
«Федерализация и децентрализация имеют много общего, - в комментариях FaceNews говорит политолог Кость Бондаренко, - «И одно, и другое понятие предусматривает распределение местных бюджетов, самостоятельное избрание губернаторов – регионы смогут иметь свои советы, свое управление, которые с Киевом будут связаны только через определенные договоренности».
Самое важное отличие состоит в том, что при условии децентрализации Украина останется унитарным государством. Федерализация, собственно говоря, сделает его федеративным.
Многие эксперты и политики рассматривают принятие федеративного устройства, как путь к развалу страны.
«Мне кажется, что федерализацию часть её сторонников рассматривает только как инструмент разделения страны и промежуточный этап в процессе достижения этой цели», - считает, например, политолог Владимир Фесенко.
По мнению Фесенко, финансовая и административная децентрализация – более правильная модель.
«По сути, эта модель дает то же самое, что и федерализация, но, при этом можно быть спокойным за целостность государства. К тому же, не надо усиливать и расширять промежуточное бюрократическое звено на уровне областей», - объяснил нам Владимир Фесенко.
Аргументом «против» федерализации политолог считает и факт того, что в случае принятия такого государственного устройства существенно возрастет бюрократический аппарат. Читайте – расходы на его содержание:
«При федерализации полномочия получают не местные общины, не города, посёлки и села, а областные начальники. Вместо одного правительства будет 25 правительств. Вместо одного парламента – 25. Соответственно возрастут и расходы на содержание бюрократического аппарата. Кроме «дяди из Киева», который никуда не денется, мы будем еще не только слушать, но и содержать возросшее число «начальственных дядей» из Донецка, Луганска, Львова, Харькова, Тернополя и т.д.».
Федерализация также предусматривает создание двухпалатного парламента. А это, опять же, увеличение количества депутатов… и расходов на их «содержание».
При условии федерализации (чего не дает децентрализация) есть возможность принятия собственных Конституций в каждом регионе. Но, по мнению экспертов, такая возможность – это формирование межрегиональной пропасти.
Говоря о «минусах» децентрализации и о том, чем она может быть хуже федерализации, политолог Сергей Толстов предположил:
«Децентрализация может быть хуже тем, что центральные органы власти могут ее в любой момент пересмотреть, отредактировать и изменить по собственному желанию. Это большая зависимость от «центра».
Впрочем, две формы государственного устройства предусматривают общую для всех регионов армию, внешнюю и внутреннюю политику.
«Федерализация для Украины неприемлема в принципе»
Ссылаясь на мировой опыт, эксперты утверждают, что для того, чтобы создать из Украины федеративное государство, нужно первым делом государство Украина развалить. Ведь федеративные страны создаются из отдельных образований, а не в результате разделения государства. Здесь присутствует принцип «снизу вверх», а не наоборот. Устойчивые федерации – США, Канада, Германия возникали путем объединения независимых субъектов в федерации. Напротив современным примером неудачной федерализации унитарного государства является Бельгия со своим фламандскоязычным и франкоязычным населением, экономическими и идеологическими различиями. Кстати, государство уже стоит в шаге от распада.
Политолог Сергей Толстов считает невозможной федерализацию Украины, обосновывая это тем, что три области не могут принимать решения относительно федеративного статуса.
«Если Львов, Киев и Днепропетровск ее не поддерживают, то практически и говорить не о чем», - сказал он FaceNews.
Согласно данным опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии (КМИС) за идею федерализации - 24,8% жителей юго-востока. Унитарное государственное устройство, при котором области должны иметь нынешние права, поддерживают 19,1%, а вариант, при котором нужно провести децентрализацию власти и расширить права областей, - 45,2%. Не определились с ответом 8,8% респондентов.
«Туманная» децентрализация
Конкретного перечня возможностей, которые могут появиться у регионов в случае децентрализации, пока нет.
Из слов премьер-министра Украины Арсения Яценюка известно только, что это масштабная реформа при сохранении единства и унитарности Украины, которая передает на места – в области, города и районы – «широчайший объем полномочий и денежных ресурсов», необходимых для развития регионов.
В правительстве введена должность вице-премьера, главная задача которого – формирование децентрализации власти.
Политолог Виталий Бала сказал FaceNews, что есть три направления, по которым права регионов могут расширяться:
«Политическое: выборы местных органов власти и формирование исполкомов; финансово-экономическое: налоги остаются на местах и регионы сами будут решать, что с ними делать; гуманитарное: предположительное проведение референдумов о том, какие языки для использования должны быть в регионах, кроме государственного».
В свою очередь Арсений Яценюк в своем обращении к гражданам Украины в контексте вопроса децетрализации сказал:
«В следующем году вы будете избирать мэров и местные советы с уже расширенными полномочиями, и эти советы сформируют исполкомы, которые будут управлять регионами вместо назначенцев из Киева. Интересы всех регионов будут согласовываться. Они больше не будут навязывать друг другу свою волю».
Премьер пообещал, что местная специфика будет учитываться в вопросах образования, культуры, истории и ее героев. Пообещал создание муниципальной милиции, изменения в охране здоровья и коммунальной сфере.
Все децентрализованные нововведения - над которыми сейчас активно работает органы власти, представители регионов, эксперты - должны быть зафиксированы в новой редакции Конституции Украины.
Источник: facenews.ua
Автор: Надежда Михальчук