«Экоцид» Крыма, или Новое изобретение кремлевских пропагандистов
Многовариантность российских информационных притязаний в сторону Украины не перестает удивлять. Притянутые за уши референдумы, гуманитарные катастрофы или придуманная имперская история «Новороссии» так не стали убедительным мотивом для расшатывания ситуации в Украине.
Проявляя находчивость, специалисты Кремля каждый раз приводят новые доводы для оправдания своих агрессивных намерений. И сегодня разыгрывается новая партия информационного противостояния, которая направлена на срыв мероприятий по выполнению Минских соглашений (12.02.2015 г.) и продолжению военного вторжения на территорию Украины.
Казалось бы, что на этот раз?
Реализация Минских договоренностей не проходит гладко. Сепаратистские группировки очень неохотно выполняют планы по прекращению огня и отводу тяжелой техники. Скорее всего, подобные маневры напоминают перегруппирование сил и средств перед новой активной фазой. Более того, по некоторым данным, вблизи Новоазовска замечены сосредоточения российско-террористических войск. А на территории оккупированного Крыма отмечается усиление военной группировки ВС России в непосредственной близости от материковой Украины.
На фоне продолжающейся военной напряженности на Донбассе, средства массовой информации России снизили уровень проявления активности в пользу событий на востоке Украины.
Очевидными объяснениями этому могут быть:
· убийство лидера российской оппозиции Б.Немцова – событие, которое стало главным на несколько дней в информационной среде;
· дальнейшее создание видимости непричастности российской стороны к войне в Украине;
· формирование ложных мнений о желаниях поддерживать выполнение условий договоренностей Миска-2 у российского руководства;
· смена тактики Кремля в отношении «ЛНР»-«ДНР».
Подобное состояние российских СМИ можно было бы считать нейтральной информационной тональностью, если бы не один важный фактор.
В информационном поле России четко обозначился новый информационный повод, который в данный момент «раскручивается» в российских СМИ.
Речь идет о так называемом экоциде Крыма, который, по мнению кремлевских источников, пытается создать Украина.
Для справки, экоцид – массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. (Примеры: 1963 г.– распыление над территорией Вьетнама дефолиантов, которые уничтожили тропические леса и сельскохозяйственные угодья страны; 1991 г. – подрыв войсками Ирака 1200 нефтяных скважин и потопление кувейтских танкеров во время войны в Персидском заливе, что вызвало массовые заболевания среди населения и гибель птиц).
Предмет экоцида возник 16 февраля 2015 г., когда в Симферополе состоялось выездное заседание подкомитета Госдумы по водным ресурсам. По итогам работы коммитета, думские депутаты пришли к единому мнению, что «Украина пытается сознательно нанести экологический вред Крыму».
Немного позже, 26 февраля 2014 г. в Санкт-Петербурге проводился VI Международный форум «Экология». Одной из тем данного форума была интеграция аннексированного Крыма в систему водного хозяйства РФ. В своем докладе председатель подкомитета Госдумы по водным ресурсам Георгий Карлов («Единая Россия») отметил, что сельское хозяйство Крыма остро нуждается в воде. При этом, был сделан акцент на том, что без введения в строй Северо-Крымского канала полуострову угрожает экологическая катастрофа. При этом Карлов возложил всю вину на Украину.
По меньшей мере, выглядит странно, когда почти год назад, 14.04.2014 г., главарь крымских сепаратистов С.Аксенов четко доложил своему новому руководителю В.Путину о том, что вопрос с подачей воды по Северо-Крымскому каналу решается: «…идут переговорные процессы, готовятся различные резервные варианты и ситуация будет удержана». А через год звучит абсолютно противоположное по содержанию заявление о надвигающейся экологической катастрофе по вине Киева.
За последнюю неделю в Государственной думе РФ проблематика реанимации Северо-Крымского канала стала актуальной настолько, что среди депутатов создано движение спасения Крыма от «украинского экоцида». Народные избранники решили подключить общественность и уже составляют коллективное заявление об экологической угрозе Крыму. Они полагают, что в начале марта заявление будет одобрено Думой и на этом основании к проблеме можно будет привлечь международные экологические и гуманитарные организации.
В этом году деятельность по водоснабжению Крыма развернута самым серьезным образом – глава комитета по природным ресурсам В.Кашин и члены комитета И.Никитчук и Г.Карлов за последний месяц неоднократно бывали в Крыму и обсуждали данный вопрос с местными советами. По их убеждению, «крымчане будут только «за». В Крыму запущена информационная кампания по поводу восстановления водоснабжения Северо-Крымским каналом из Украины. При этом, главным виновником в отсутствии воды на полуострове изображается руководство Украины.
Подобная кампания разворачивается в информационном поле России, но в полном объеме она активизируется после принятия Думой заявления об экологической угрозе в Крыму.
По словам Карлова, действия Украины по перекрытию Северо-Крымского канала можно расценивать как экоцид Крыма. Он утверждает, что комитет по природным ресурсам намерен инициировать рассмотрение этого вопроса сначала на площадке Госдумы, а затем вынести на международное сообщество.
Инициатором идеи от крымского парламента выступил первый вице-спикер Госсовета К.Бахарев: «Мы видим варварские действия со стороны украинских политиков, которые разрушают всю ту систему, которая существовала еще с советских времен,— сказал он.— И перекрытие канала действительно грозит серьезной экологической катастрофой, в первую очередь для северного Крыма». По его мнению, представители молодежных и негосударственных экологических организаций Крыма, местные жители и общественность готовы поддержать инициативу российских парламентариев по обеспечению водой Крыма.
Вместе с тем, председатель ассоциации «Экология и мир» В.Тарасенко отметил, что в прошлом году полуостров недополучил из канала около 1 млрд. кубометров воды.
Обращают на себя внимание радикальные высказывания российских политиков в отношении этой проблемы. Так, депутат Госдумы М.Шингаркин открыто выступает за обращение в Комитет ООН по правам человека, во Всемирную организацию здравоохранения и ЮНЕСКО. При этом, он предлагает два варианта: «Во-первых, публичное выставление оферты со стороны России, которая может потребовать от Украины поставок воды в Крым в обмен на поставки газа. Или же, другой вариант – определение «российской части» Днепра.
Последний тезис был активно подхвачен пользователями социальных сетей и российскими источниками массовой информации. В информационном потоке наблюдается планомерное выстраивание мнения аудитории теперь уже относительно реки Днепр. Формируется общественное понимание, что якобы вытекающий из России Днепр переносит российские воды в Белоруссию, Украину и идет до устья Северо-Крымского канала. Ставится вопрос о доли российской воды в Днепре с тем, чтобы она выполняла хозяйственную задачу для орошения земель Крыма.
Для манипуляции мнением, приводятся справочное данные по характеристикам р.Днепр с явной претензией на российскую собственность: «…берущий исток в Смоленской области России <…> из 2200 км реки в пределах Украины протекает более 1100 км, по Белоруссии – более 700, по России – 485 км…»
Более того, в целях создания ложных представлений об украинской власти российские СМИ распространяют мнение о нарушении Украиной двустороннего соглашения от 1992 года «О совместном использовании и охране трансграничных водных объектов».
В общем, налицо банальное нагнетание обстановки в отношении проблемы водоснабжения Крыма.
На фоне реализации Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, когда фактически начат отвод тяжелых вооружений на Донбассе, Кремль инициирует информационный повод по экологической катастрофе в Крыму и обвиняет в этом Украину.
Следует предположить, что повод с экоцидом в Крыму приобретает все больший оборот.
В конце июля 2014 года в московских коридорах родилась Концепция долгосрочного социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 г., а спустя две недели (11.08.2014), принята Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». В этой связи, обращает на себя внимание то, что Программой вообще не рассматривается вопрос с поставкой воды для сельского хозяйства в Крыму. На полуострове стали активно разрабатывать подземные источники и заниматься очисткой стоков. Однако, по мнению специалистов, Северо-Крымский канал, который раньше поставлял 1,2 млрд. м³, не сможет найти альтернативу из подземных источников. Россия так или иначе будет пытаться получать воду через канал.
***
Таким образом, возникновение нового информационного повода относительно наполнения водой Северо-Крымского канала свидетельствует о готовности России к развертыванию очередного этапа информационной войны с Украиной.
Признаки указывают на начало информационной операции Кремля по реанимации Северо-Крымского канала и поставке пресной воды в Крым.
В настоящий момент можно говорить о завершении первичной фазы информационной операции («создание повода») и переходе к последующим фазам – «актуализация проблемы» и «формирование мнения общественности».
При этом, для моделирования общественного мнения наряду с органами государственной власти РФ подключены отдельные депутаты Государственной Думы и общественные экологические организации.
В ближайших планах операции по реанимации Северо-Крымского канала стоит поднятие проблемы на международный уровень с мотивом «экоцида Крымского полуострова».
В этой связи следует учитывать, что намерения России по обеспечению пресной водой Крыма могут послужить прямым поводом для продолжения военного вторжения на территорию Украины под прикрытием «благих экологических замыслов».
Вячеслав Гусаров, «ИС»
Источник: glavcom.ua