Интернет, как угроза кремлевской пропаганде
Российское телевидение обладает на сегодняшний день практически безраздельной монополией на формирование общественно-политической повестки внутри РФ, – такие выводы сделаны Левада-Центром – авторитетной российской организацией по изучению общественного мнения.
Весьма примечательно, что эта точка зрения была сформирована не западными источниками, которым открыто не доверяют в России, а московскими экспертами на основе их собственных исследований.
Поэтому признание ведущими исследователями РФ факта превалирования в России «ручного» телевидения, как инструмента информирования, заставляет искать ответ на вопрос: «почему российские власти продвигают телевидение и ограничивают интернет?».
Как известно, в России создано плотное кольцо контроля над информационной сферой. Практически любое сообщение подается с позиции руководства России.
Для государственных телевизионных каналов отведена роль «регулятора общественного мнения». Видимо, поэтому к московским теленовостям привязаны 90 % россиян.
Наибольшее предпочтение зрители отдают трем телеканалам, при этом многие получают новости сразу из нескольких телевизионных источников из «лидирующей тройки»:
1 канал – 82 % зрителей;
Россия-1 – 71 % зрителей;
НТВ – 48 % зрителей.
Любые другие источники информации имеют меньшую аудиторию. Например, интернет вышел на уровень 39 %, а пресса, так же как и радио занимают нишу менее 20 % доли новостного сегмента.
Характерно, что за последние десять лет в России сократилось число регулярных читателей прессы почти на 10 %. При этом наблюдалась одна особенность: резкое снижение количества потребителей печатных новостей компенсировалось всплеском пользователей интернет-ресурсами.
Сухая статистика российских социологов дает интересные результаты. В 2014 г. количество постоянных потребителей электронного новостного контента составило 33 %, а пользователей, которые периодически заходят на новостные страницы – 37 %. Это позволило определить, что новостной контент интересен 56 млн. россиянам – трети населению России.
По мнению международной компании маркетинговых исследований ОмнибусGfK, в 2014 г. Россия насчитывает более 80 млн. пользователей интернета. А это означает, что примерно две трети всех пользователей сети в России заходят туда, чтобы поинтересоваться новостями.
Согласитесь, для системы информационного контроля, которая налажена в России с помощью государственного телевидения – это представляется серьезной проблемой.
В этой связи, неутешительным для российских телевизионщиков оказался показатель просмотра федеральных российских телеканалов, который в 2014 г. сравнялся с рейтингом британской компании ВВС (по 3 % каждый).
Итак, исследования Левада-Центра показали, что интернет как источник новостей опережает газеты и радио. Однако, пока еще электронные СМИ в России не в состоянии стать лидером контента, хотя к этому имеются серьезные предпосылки. Для сравнения с 2011 г. в России потребитель новостной информации отдавал предпочтение телевидению 92 %, прессе 20 %, интернету 15 % и радио 12%. А уже на сегодня ситуация стала изменяться – читатели газет и зрители постепенно делают выбор в пользу электронных медиа.
Зарубежные медиа-аналитики увидели в этом закономерность развития мировых медиа. Так, по мнению исследовательской компании Forrester, американцы стали посвящать Интернету столько же времени, сколько и телевидению. А в ежегодных докладах «State of the Media» наблюдается устойчивая тенденция – аудитория перетекает в интернет.
В свою очередь, Левада-Центр не стал оригинальным, когда увидел в России фактически ту же закономерность: повышение интереса к интернет-сайтам отнимает у телевидения аудиторию. Иными словами, российские зрители все больше теряют интерес к контролируемым государством телепередачам.
Во всем медийном мире воспринимается тенденция, когда эволюция интернета происходит за счет снижения рейтингов телевидения
При этом, руководство России оказалось не готовым принять такое условие развития медиа. Из зоны информационного контроля Кремля выпадает более 50 млн. россиян и примерно такое же число русскоязычной аудитории за рубежом.
Российские государственные чиновники бросились исправлять естественную ситуацию со стремлением российской аудитории к полноценному информированию искусственными методами.
Во-первых, созданием технологических ограничений в доступе к интернету. Например, по данным интернет-исследований, в отдельные регионы России обеспечены минимальным по нынешним меркам доступом в сеть. Так, в депрессивных регионах РФ (Ингушетия, Чечня, Дагестан, Еврейская АО) скорость доступа в интернет составляет около 3 Мбит/сек. А в 140 тыс. городе Норильске оптоволокно по плану обещают протянут только к 2016 г. Похожая ситуация сложилась в Хабаровском и Красноярском регионе. Вместе с этим, следует отметить высокую стоимость оказания услуги по предоставлению интернета, что просто отпугивает пользователей.
По мнению компании Яндекс, Крым находится в числе отстающих регионов по показателям развития интернета в России. После его аннексии, ситуация с доступностью этой услуги только ухудшилась. Доля организаций, имеющих сайт, снизилась по сравнению с предыдущим годом примерно в два раза. По доступности мобильного интернета Крым и вовсе находится на последнем месте в России. Это самый низкий показатель по РФ.
Если проводить анализ прироста числа пользователей интернетом в России, то получится, что за десять лет он снизился примерно втрое. Более того, нужно отметить, что для высоких статистических показателей в РФ стали учитывать пользователей, которые входят в сеть не реже одного раза в месяц с любого устройства, включая мобильные телефоны.
Во-вторых, введением правовых ограничений на государственном уровне. Начиная с 2013 г. в российское законодательство сфокусировалось на интернет-источниках:
2 июля 2014 г. – вступили в силу поправки к закону «О связи», который усложнил правила массовой рассылки SMS-сообщений;
21 июля 2014 г. – приняты поправки в закон «О персональных данных», обязывающие хранить персональные данные российских граждан только на территории России;
1 августа 2014 г. – вступили в силу изменения к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» («закон о блогерах»), которые фактически приравнивали ресурсы с посещаемостью от 3 тысяч человек к СМИ. Более того, изменения обязывают всех (в т.ч. и иностранных пользователей) уведомлять Роскомнадзор о факте размещения информации в интернете, а также полгода хранить данные о передаче информации в сети;
4 декабря 2014 г. – Союз правообладателей Н.Михалкова вышел в Государственную Думу с предложением о взыскании налога с каждого российского пользователя интернета за каждое соединение с сетью – 25 рублей в месяц;
16 декабря 2014 г.– приняты изменения к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и в КоАП (в части размещения официальных государственных и муниципальных сайтов на территории Российской Федерации)». Эта мера запрещает размещать электронные ресурсы российских госучреждений на хостах за пределами страны. Практика государственного информирования, которая до этого существовала в РФ более двух десятилетий, была враз перечеркнута;
Кроме этого в прошлом году в Госдуму поступали самые немыслимые предложения по информационным ограничениям. Среди них майский 2014 г. законопроект, который должен был оградить детей от информации, искажающей или отрицающей российский патриотизм. Или апрельский 2014 г. проект комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей по созданию базы образов детской порнографии. В нем предусматривалось, что желающие видеть «полный интернет» должны были бы подписать дополнительное соглашение с провайдером, подтвердив свой возраст.
В этой связи, российский ресурс Hi-Tech.Mail.Ru опубликовал интересный вывод: 2014 год стал годом повышенного внимания государства к вопросам регулирования интернета и попыток существенного усилия государственного регулирования сети.
***
Таким образом, тенденция развития интернета во всем мире диктует условия, в которых будут изменены устоявшиеся приоритеты медийного рынка. Это отражается на потере телевизионной аудитории и перетекании ее в интернет-медиа.
Российская система государственного телевещания, которая фактически формирует новостной контент страны, проявляет обеспокоенность потерей части своей аудитории.
Российское руководство, оказалось не готовой к новым информационным угрозам, которые вызваны развитием интернет-технологий. Прогнозы по смещению аудитории от телеэкранов к компьютерам может повлечь ослабление государственного информационного контроля над морально-психологическим климатом российской аудитории.
С этой целью, в 2014 г. в России предпринимались множественные попытки по созданию механизмов ограничения развития интернет-медиа, блогов и социальных сетей.
Прогнозируется, что в ближайшее время российские государственные медиа будут пытаться создать мощный сегмент контролируемого информационного контента в интернете.
Источник: sprotyv.info
Автор: Вячеслав Гусаров, эксперт по вопросам информационной безопасности ЦВПИ, группа «ИС»