Как обжаловать незаконные действия в прокуратуре
Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – заместитель прокурора Харьковской области Александр Муравенко.
ЕСЛИ ВРАЧ ТРЕБУЕТ ДЕНЕГ – ПИШИТЕ ЗАЯВЛЕНИЕ В РОВД
– Добрый день, Александр Юрьевич. Вас беспокоит Вероника. Прошу разъяснить: с какими вопросами можно идти в ваше ведомство, а с какими – в милицию или другие организации? И можно узнать, с какими проблемами чаще всего обращаются в прокуратуру харьковчане?
– Органы прокуратуры рассматривают обращения граждан в соответствии с требованиями законов Украины об обращениях граждан, а также других документов и нормативных актов. Прокуратура имеет право рассматривать все жалобы и обращения (кроме тех, порядок которых определен уголовным процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством, трудовых споров, административного судопроизводства и специальных вопросов законодательства, например, ЗУ «О защите экономической конкуренции» и др.). Остальные жалобы, касающиеся жилищных, коммунальных и других проблем граждан, рассматриваются прокуратурой после их предварительного рассмотрения компетентными органами по сути. Здесь важно отметить, что прокуратура имеет право как непосредственно проводить проверки, связанные с нарушением социально-экономических и других законных прав и свобод граждан, так и проверять, как рассматриваются обращения граждан в других органах, в том числе и правоохранительных. Но при этом надо понимать, что органы прокуратуры не подменяют функции органов государственной власти, местного самоуправления и контролирующих органов. То есть для разрешения вопроса сначала необходимо обращаться в органы, на которые непосредственно возложено решение того или иного вопроса. Если же там надлежащим образом не отреагировали на ваше обращение, не провели проверку и не выполнили своих обязанностей, предусмотренных законодательством, тогда следует обращаться в прокуратуру. После этого мы будем проверять качество этих проверок и их результативность. Что касается второй части вашего вопроса, то с начала года органами прокуратуры было рассмотрено более 27 тысяч обращений граждан. В том числе на личном приеме было принято восемь тысяч обращений, из них непосредственно прокурорами рассмотрено около тысячи обращений. Больше всего обращений – около восьми тысяч – касалось вопросов досудебного расследования. Это разнообразные жалобы на действия и решения следователей и прокуроров. Более четырех тысяч обращений относились к категории надзора за соблюдением и применением законов, то есть правозащитной деятельности. Кроме того, в органы прокуратуры горожане и жители области обращались по вопросам невыплаты заработной платы, нарушения пенсионного, жилищного законодательства, в том числе начисления коммунальных платежей. Были жалобы, касающиеся охраны и использования земель. Ситуации были разрешены более чем по 13 тысячам обращений.
– Здравствуйте! Меня зовут Татьяна. Объясните, пожалуйста, куда обращаться, если «ненавязчивым» вымогательством занимаются в больнице или школе? Еще интересует, могу ли я пожаловаться в прокуратуру на неправомерные действия своего участкового или же работника прокуратуры?
– Конечно. Если вы уличили в противозаконных действиях работника прокуратуры, следует сразу же обратиться либо непосредственно в аппарат прокуратуры, либо к прокурору района, в котором работает этот сотрудник. Кроме того, в прокуратуре области существует отдел работы с кадрами, который проводит проверки по таким жалобам (тел. доверия 732-30-40). Относительно нарушений в органах здравоохранения и образования, то этими вопросами занимаются органы внутренних дел, которые обязаны проверить информацию и в случае ее подтверждения внести данные в Единый реестр досудебных расследований. Если же в милиции вы получили отказ на обращение, – идите в прокуратуру. В районную прокуратуру можно пожаловаться и на неправомерные действия участкового, это обращение обязательно будет рассмотрено, но все же по-закону сначала необходимо обратиться в РОВД, где он работает.
ОБРАЩЕНИЯ РАССМАТРИВАЮТСЯ 15 ДНЕЙ ИЛИ МЕСЯЦ
– Здравствуйте. Сергей беспокоит. Александр Юрьевич, расскажите, как попасть на личный прием к прокурору области? Это возможно?
– Возможно, но существует определенный порядок. Прокурор области проводит личный прием каждый первый и третий вторник с 10:00 до 13:00, а второй и четвертый — с 16:00 до 18:00. В обращении следует изложить суть вопроса, указать фамилию, имя, отчество, место жительства и подписать обращение с указанием даты. Следует учесть, что к прокурору области на личный прием могут записываться граждане, которые ранее уже обращались к его заместителям и имеют письменный ответ от них. При этом граждане, чьи обращения в день приема еще находятся на рассмотрении в структурных подразделениях прокуратуры области, в запись включены не будут. Предварительная запись проводится в областной прокуратуре по письменному или устному обращению, но не в день приема. Дополнительную информацию вы можете получить по телефону 732-02-44. – Добрый вечер. Это Марина. Александр Юрьевич, скажите, в какие сроки рассматриваются обращения граждан и можно ли их отправить по электронной почте? – Сроки рассмотрения обращения граждан и юридических лиц регламентируются Законом Украины «Об обращении граждан» и рассматривается не более одного месяца со дня поступления, кроме тех, что не требуют дополнительного изучения, ответ на которые гражданин получит в течение 15 дней. Причем если обращение оформлено не надлежащим образом: не изложена суть вопроса, не подписано или подано в интересах другого лица без оформления представительства, оно будет возвращено заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее десяти дней со дня поступления. Также если вопросы, затронутые в обращении, не в компетенции органов прокуратуры, мы направляем их непосредственно в организацию или учреждение, которые должны заниматься их решением. Но мы продолжаем отслеживать его судьбу. При этом гражданин может повторно обратиться в органы прокуратуры с тем же вопросом, если считает, что его жалоба рассмотрена компетентным органом не надлежащим образом. Что касается обращений в прокуратуру по электронной почте, то Законом Украины «Об обращении граждан», такая возможность не предусмотрена. Дело в том, что закон требует, чтобы в документе была подпись заявителя. В конце- концов, мы ведь также должны предоставить ответ не виртуально, а конкретному человеку, в соответствии со всеми правилами делопроизводства.
– Александр Юрьевич, вы сказали, что контролируете рассмотрение обращений граждан и в других органах. Как это происходит?
– Органы прокуратуры обязаны стоять на страже соблюдения прав и законных интересов граждан, а также привлекать нарушителей к ответственности. Поэтому мы систематически проводим проверки в органах государственной власти, местного самоуправления и других контролирующих органах. С начала года было принято более 200 постановлений о проведении таких проверок. Например, по одному из обращений нами было выявлено, что работники районного БТИ Харькова внесли неправдивые данные при оформлении прав частной собственности на объекты недвижимости. По результатом проверки было начато уголовное расследование. Также имели место факты нарушений, по которым были внесены документы прокурорского реагирования. Например, работники милиции в Кегичевском районе попались на том, что не на законных основаниях проводили проверку частного автомагазина. Эти работники ОВД были привлечены к дисциплинарной ответственности.
ОБЖАЛОВАТЬ МОЖНО ДАЖЕ БЕЗДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ
– Александр Юрьевич, здравствуйте. Меня зовут Лена и у меня такой вопрос. Куда можно пожаловаться предпринимателю, если его права нарушают представители госорганов?
– Существует телефонная горячая линия, по которой предприниматель может рассказать о своей проблеме – 096-46-46-464. Также субъект предпринимательской деятельности может позвонить в прокуратуру Харьковской области по номеру 732-66-90. Звонки принимаются с 9 до 18 часов в рабочие дни. Все обращения обязательно будут рассмотрены. Могу сказать, что это очень эффективный способ борьбы со злоупотреблениями со стороны контролирующих или правоохранительных органов.
– Если требуют взятки, по этим номерам тоже можно звонить?
– Да. Хотя скажу честно, таких обращений в последнее время стало меньше. Звонки в основном касаются жалоб на необоснованные проверки.
– Здравствуйте, Александр Юрьевич. Можете разъяснить, как обжаловать действия следователя по новому УПК? Меня зовут Владимир Михайлович.
– Новый УПК, который вступил в силу в ноябре 2012 года, действительно разграничил процессуальную деятельность прокурора и порядок обжалования действий следователя или процессуального руководителя в случае несогласия с ними. Раньше такого не было. Новация делает следователя более независимым, а процессу придает дух состязательности. Например, у следователя при несогласии с процессуальным руководителем-прокурором по поводу производства отдельных следственных действий есть право обжаловать его решение в областной прокуратуре. Кроме того, нормы нового закона дают участникам процесса – как заявителю, так и потерпевшему – право обжалования следственных действий на любой стадии. Так, действия следователя и процессуального руководителя могут быть обжалованы в суде. Существует определенный порядок обжалования таких действий, который можно назвать судебным контролем, и проводит его следственный судья. Обжаловать можно решения, действия или бездействие следователя. Практика показывает, что в основном идут нарекания на затянутые сроки расследования. Кстати, по этим вопросам можно обращаться и непосредственно к прокурору города или района.
– Александр Юрьевич, были ли случаи, когда вас благодарили за работу, или только жалуются?
– Жалобы для нас означают лишь то, что где-то нарушаются права граждан и необходима помощь в решении этих вопросов. Могу сказать, что люди, которым в прокуратуре помогли в решении жилищно-коммунальных вопросов, выплаты заработной платы и т. д., довольно часто нас благодарят за качественно выполненную работу. По моему мнению, прокуратура сегодня самый эффективный орган решения многих проблем, с которыми сталкиваются граждане. К тому же люди не просто решают свои проблемы, но и получают квалифицированную юридическую помощь.
Источник: vecherniy.kharkov.ua
Автор: Сергей Киш
Фото: Илья Пшеничный