Государство
11.05.2014

Как Украина изменила мир

Евромайдан и «революция достоинства» не только переписали историю Украины. Некоторые перемены за пределами нашей страны выглядят масштабнее, чем преобразования внутри

Зимние события 2013–2014 изменили всю мировую послевоенную историю, над планетой нависла реальная угроза третьей мировой войны. Геополитические и экономические расклады уже подвергаются серьезным изменениям. Не только мир смотрит на Украину другими глазами. Сами украинцы, переживая по-новому кризис самоидентификации, стремятся представить свою родину в новом свете. Украинская революция нашла свое отражение и в культурной сфере. Все эти влияния и эффекты стали темой исследования в спецвыпуске «Комментариев».

МИР РАСПЛАТИТСЯ ЗА УКРАИНУ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ

Последние события в нашей стране заставят Запад заняться решением собственных проблем, так давно и с удовольствием откладываемым. Смена власти, фактическая аннексия Россией Крыма и беспорядки на юго-востоке Украины создали серьезнейшие проблемы ведущим геополитическим игрокам сразу в трех принципиальнейших областях. Ключевые вопросы, ответы на которые были нужны «на вчера», а их, похоже, в явном виде не будет и завтра, сводятся к следующему: что важнее — более или менее соблюдаемый последние двадцать пять лет принцип нерушимости границ или все-таки мир без войны? Ценности ли, на которых состоялась евроатлантическая цивилизация, или сиюминутные потребности realpolitic? И, собственно, где на все это взять деньги?

ГРАНИЦЫ УЖЕ НЕ СОВСЕМ ГРАНИЦЫ

Нарушителем спокойствия оказалась Россия, накопившая к этому времени массу внутренних проблем и вознамерившаяся их разрешить способами политики внешней. Вместо более-менее равномерного распределения национального дохода, повышения уровня жизни, защиты собственности и соблюдения фундаментальных прав человека российским гражданам было предложено гордиться сопричастностью к расширению Россией своей территории и возвращением под сень двуглавого орла земель, от которых Кремлю пришлось отказаться формально, но не ментально. И, что характерно, с этим предложением склонно согласиться большинство россиян. В ходе мартовского опроса, проведенного московским Агентством социальных исследований, выяснилось, что ввод войск в Украину поддержало бы 58,6% россиян, 52% готовы идти на войну сами или послать туда своих детей, а 50,4% согласны ради этого стойко переносить санкции Запада.

Следующими государствами, куда России стоило бы ввести войска, наиболее часто назывались страны Балтии, США и Япония. Ранее в качестве наиболее «логичных» территорий для присоединения к Российской Федерации неоднократно упоминались молдовское Приднестровье, грузинская Аджария и области Южного Казахстана. Между тем обеспокоенность возможной агрессией со стороны России выразила Швеция, грузинские наблюдатели сообщили о концентрации российских войск в районе Поти, а из Боснии поступают сведения об активизации сербского меньшинства, происходящей якобы не без российского влияния.

Таким образом, Россия ставит остальной мир перед фактом: границы могут меняться, если того захочет сильная и богатая страна (например, член «Большой восьмерки»). А объектом аншлюса является территория государства, удовлетворяющего одновременно трем условиям: оно возникло сравнительно недавно (желательно не более двадцати-тридцати лет назад), является сравнительно слабым в военном и экономическом смыслах, а также не имеет ключевой важности хотя бы для одного из мировых полюсов влияния.

Вышеперечисленные три условия идеально ложатся на Украину, и возразить Кремлю на захват украинских территорий Запад может лишь единственным образом: доказав, что Украина является для него ключевым регионом.

ЦЕННОСТИ БЕЗ ПРАВА ОБМЕНА НА ПРОДОВОЛЬСТВИЕ

Для сохранения существующего мирового порядка Западу придется пойти на пересмотр критериев, на основании которых в лоно евроатлантической цивилизации (в быту — ЕС и НАТО) будут кооптироваться новые члены. С некоторых пор все меньший вес будут иметь материальное положение неофита и его военно-политическая беспроблемность и все больший — положительная идентификация «наш / не наш». Вызов Россией брошен, Западу придется сомкнуть ряды, перестроив их в полувоенные порядки и закрывая бреши не теми, кто способен расплатиться по счету, а теми, кто готов встать под общие знамена. Ведь чем фундаментально в глазах Запада Украина (по крайней мере, ее «майданная» часть) отличается от России? Именно ценностями. Если упростить, Майдан стоял за то, чтобы ценностная триада располагалась в следующем порядке по убыванию важности: «человек — общество — государство». Именно на этом порядке и состоялась евроатлантическая цивилизация. Россия же испокон веков исповедовала противоположную последовательность: «государство — общество (мир) — человек». И последние события показали, что утверждать ее в мире, покуда руки достанут, она готова в том числе и силой. Россия собралась строить отдельную цивилизацию — если и не враждебную евроатлантической, то уж никак не дружественную. В проекте Основ государственной культурной политики России указывается: «Россия должна рассматриваться как уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к Западу, ни к Востоку». И итожится: «Россия — не Европа».

НЕВЫГОДНО НИКОМУ, НО ПРИДЕТСЯ

Геополитическое переталкивание плечами между Россией и Западом приводит к убыткам обеих сторон. Российское агентство РБК сообщило, что только из-за аннексии Крыма вследствие санкций Запада российская экономика в той или иной форме уже потеряла $179 млрд. В свою очередь Financial Times подсчитала, что только за отказ от потребления газпромовского газа каждому европейцу придется платить $169 ежегодно. Плюс пока еще неподсчитанные иные потери от сокращения экономического сотрудничества с Россией.

Если россияне, как говорилось выше, ради государства готовы потерпеть, то еще совсем недавно Евросоюз с его гигантским 400-миллиардным в долларах торговым оборотом с Россией был гораздо мягче, чем США, у которых соответствующий оборот исчисляется вдесятеро меньшей суммой. Однако и ЕС, похоже, решился. «Европейский союз должен полностью переосмыслить свои отношения с Россией», — заявил председатель ЕС Герман Ван Ромпей.

Сухие слова влекут за собой множество действий, приходящихся не ко времени и откровенно дискомфортных для особо ценящей свое спокойствие Европы. Здесь и реабилитация угля, и ускорение процесса добычи сланцевого газа, и реверсные поставки голубого топлива в Украину из Словакии, Венгрии и Польши, и строительство газового коридора из Нигерии и Катара, и оформление трансатлантической зоны свободной торговли, и многое другое.

Однако, как свидетельствует история, из всевозможных пертурбаций обобщенной Европе удавалось выбираться всегда — всякий раз в несколько новом качестве, но неизменно более сильной. Сложнее обычно складывалась судьба ее конкурентов, пытающихся выстроить альтернативные социально-экономические механизмы на основе закрытости, государственных монополий, гонки вооружений и других не менее оригинальных факторов экономического развития. Рискнем предположить, что нечто подобное случится и на том историческом витке, который мы сейчас переживаем. И очень примечательно, что старт ему дала именно Украина.

Источник: kharkov.comments.ua

Автор: Евгений Христенко «Comments.UA»