Как заключать договор с ЖЭКом?
С кем, и на каких условиях должен заключаться договор об оказании коммунальных услуг, какими нормативными актами регулируется этот вопрос, и может ли потребитель, который больше не нуждается в таких услугах, отказаться от них в одностороннем порядке.
Вода, газ, электроэнергия, центральное отопление — без большинства этих услуг рядовому украинцу сложно представить свою жизнь. И тем более удивительно, почему так мало соотечественников задаются вопросом, на каких основаниях они эти услуги получают, какие права и обязанности имеют как их потребители. С кем, и на каких условиях должен заключаться договор об оказании коммунальных услуг, какими нормативными актами регулируется этот вопрос, и может ли потребитель, который больше не нуждается в таких услугах, отказаться от них в одностороннем порядке.
Начнем с нормативного регулирования. Вопросы, связанные с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению, регулируются рядом законов и еще большим количеством подзаконных нормативно-правовых актов, разобраться в ворохе которых простому потребителю куда как не просто.
Отношения в сфере жилищно-коммунальных услуг относятся к категории гражданско-правовых, поэтому одним из основных регламентирующих эту сферу документов является Гражданский кодекс Украины. Также отношения в этой сфере регулируются специальными актами, такими как Жилищный кодекс Украины и закон «О жилищно-коммунальных услугах».
Кроме того, поскольку каждый житель является одновременно потребителем жилищно-коммунальных услуг, то на эти отношения распространяется также действие закона «О защите прав потребителей».
К подзаконным актам в сфере жилищно-коммунальных услуг относятся акты Кабинета Министров и профильного органа центральной исполнительной власти - Министерства жилищно-коммунального хозяйства. Так, например, Постановлением Кабинета Министров Украины от 9 декабря 1999 года №2246 утверждены Правила предоставления населению услуг по газоснабжению; Постановлением КМУ от 26 июля 1999 года № 1357 утверждены Правила пользования электрической энергией для населения; Постановлением КМУ от 21 июля 2005 года №630 тверждены Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, поставкам холодной и горячей воды и водоотвода и т.д. и т.п. Кроме того, имеются всевозможные стандарты, нормативы, методические указания и тому подобное.
Если одной стороной договора об оказании коммунальных услуг является потребитель, то с определением второй стороны часто возникают затруднения. Все дело в том, что в Украине фактически существует два способа предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителю: через балансодержателя и исполнителем напрямую.
Балансодержателем, как правило, выступает ЖЭК, ЖСК или ОСМД. Эти организации непосредственно предоставляют услуги по управлению и содержанию дома и придомовой территории. А в некоторых случаях жильцы заключают с ними также договоры на услуги по централизованному отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, а иногда даже газо- и электроснабжению. В свою очередь, ЖЭК, ЖСК или ОСМД заключает договор о предоставлении коммунальной услуги с непосредственным поставщиком (водоканалом, теплосетью, газо- или энергоснабжающей организацией).
Если производитель услуги является одновременно и непосредственным ее исполнителем, то жилец имеет дело с несколькими договорами, второй стороной в которых выступают обслуживающие организации — ЖЭК (ЖСК, ОСМД), водоканал, теплосеть, газо- и энергоснабжающая организация и т.д.
Чаще всего приходится иметь дело со смешанным способом предоставления жилищно-коммунальных услуг. Так, услуги по газо- и энергоснабжению, как правило, предоставляются на основании отдельных договоров с исполнителями таких услуг, тогда как остальные коммунальные услуги — на основании договора с балансодержателем.
Кроме существенных, договор может содержать иные условия по соглашению сторон. Таким образом, потребитель имеет полное право просить исполнителя или производителя услуг о включении в договор с ним дополнительных условий. Процедура согласования договора происходит в течение одного месяца со дня предоставления проекта договора одной из сторон. Договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг вступает в силу с момента его заключения.
Договор не может содержать условий, которые вводят дополнительные виды оплаты услуг, не предусмотренные типовыми договорами на предоставление жилищно-коммунальных услуг, утвержденными Кабинетом Министров Украины.
Например, Типовой договор о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий утвержден Постановлением КМУ от 20 мая 2009 года №529.
Каждый потребитель может ознакомиться с его содержанием и проверить, насколько соответствуют условия Типового договора условиям конкретного соглашения с жильцом.
Отдельно стоит сказать о ситуации, когда договор об оказании жилищно-коммунальных услуг не заключен. В таком случае, с одной стороны, у производителя нет правовых оснований требовать от потребителя оплаты оказанных услуг, а с другой стороны — нет и оснований для их предоставления. Тем не менее, судебная практика в таких делах идет по тому пути, что если услуга оказана, а потребитель не возражал против ее предоставления, оплачивать жилищно-коммунальные услуги последний обязан. В любом случае, каждый потребитель должен помнить, что он может требовать у исполнителя или производителя заключения с ним договора об оказании коммунальной услуги, а последний не может потребителю в этом отказать.
*****
Каждый потребитель жилищно-коммунальных услуг должен знать о том, какие права и обязанности он имеет. Так, согласно ст. 20 ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах» потребитель имеет право:
*получать своевременно и соответствующего качества жилищно-коммунальные услуги согласно законодательству и условиям договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
*получать в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, структуре цены / тарифа, нормах потребления, порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительских свойства и т.п.;
*на возмещение убытков, причиненных его имуществу и / или помещению, вреда, причиненного его жизни или здоровью вследствие ненадлежащего предоставления или непредоставления жилищно-коммунальных услуг;
*на устранения в течение срока, установленного договором или законодательством, выявленных недостатков в предоставлении жилищно-коммунальных услуг;
*на уменьшение размера платы за предоставленные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества в порядке, определенном договором или законодательством;
*на неуплату стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и / или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг, определенных договором в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
*получать от исполнителя компенсацию в размере, определенном договором, решением суда или законодательством, за превышение нормативных сроков на проведение аварийно-восстановительных работ;
*на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Потребитель имеет право на заключение договора с исполнителем соответствующих услуг на профилактику, поверку, а также замену или ремонт санитарно-технических приборов, устройств, оборудования и средств учета, которые вышли из строя.
*****
Потребитель обязан:
*заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основе типового договора;
*своевременно принимать меры по устранению выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по его собственной вине;
*обеспечивать целостность средств учета коммунальных услуг и не вмешиваться в их работу;
*за собственный счет ремонтировать и менять санитарно-технические приборы и устройства, оборудование, вышедшие из строя по его вине;
*оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные договором или законом;
*соблюдать правила пожарной и газовой безопасности, санитарные нормы;
*допускать в помещение, дома и сооружения представителей исполнителя / производителя в порядке, определенном законом и договором, для ликвидации аварий, устранения неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установки и замены, проведения технических и профилактических осмотров и проверки показателей средств учета;
*придерживаться требований жилищного и градостроительного законодательства относительно осуществления ремонта или реконструкции помещений или их частей, не допускать нарушения законных прав и интересов других участников отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг;
*своевременно проводить подготовку жилого дома, квартиры и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период;
*в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги платить пеню в установленных законом или договором размерах.
По материалам prostopravo.com.ua