Квит: В школы "ДНР" и "ЛНР" завозят российские учебники, а украинские сжигают
Министр образования и науки Украины Сергей Квит в эксклюзивном интервью изданию "ГОРДОН" рассказал о том, кто поддается путинской пропаганде, почему в школах Донбасса не будет охоты на ведьм и чем система образования провинилась перед Украиной
С чего начинается Родина? С картинки в твоем "Букваре". Родина – Украина, "буквари" – российские. Почти сто тысяч детей на оккупированных территориях будут теперь учиться по российским учебникам. Их желания никто не спрашивал. Как жить, работать и учиться, там сейчас решают террористы.
Россия поставляет на Донбасс не только оружие, но и учебники, которые можно также считать оружием – стратегическим. В комплекте с российским телевидением (украинские телеканалы на оккупированных территориях, естественно, отключены) они будут воспитывать в Украине патриотов России.
Их на Донбассе и так немало. Под снимками в соцсетях донецкой девочки, топчущей в День независимости украинский флаг, и воспитательницы детского сада, подавшей ей пример, одобрительные комментарии оставили многие.
Недавно в YouTube появился другой сюжет: в одном из супермаркетов Краматорска девочка, услышав доносившийся с рекламного монитора гимн Украины, робко начала подпевать. Пока она пела, к ней присоединились люди, проходившие мимо. Даже если это и кем-то продуманный флешмоб, эффект он произвел потрясающий.
Министр образования и науки Украины Сергей Квит уверен в том, что патриотизму учатся не по учебникам. Но чем лучше человек образован, тем меньше поддается на информационные провокации. В том, что сегодня происходит на Донбассе, украинская система образования виновата тоже, считает он.
_________________
Коррективы в учебники мы внести не успели – слишком мало времени прошло. Вырывать страницы из старых мы не можем, но новые учебники будут обязательно
– Сергей Миронович, скоро год как на Майдане началось рождение новой Украины. Событий за это время произошло столько, что хватит на целый учебник. Но учебники за событиями ведь наверняка не поспевают. Что сегодня в украинских школах рассказывают об отношениях с Россией, которая унижает наше национальное достоинство, по чьей вине каждый день погибают и мирные люди, и военные? При этом Путин, рисуясь перед телекамерами, цинично называет украинцев "братским народом"...
– "Братский народ", "кровное братство"– какие-то дремучие термины, расистские. Я считаю, что о них давно уже нужно забыть в принципе. Главное в отношениях между странами – это уважение. Коррективы в учебники мы, конечно, внести не успели, да это и нереально – слишком мало времени прошло. А вырывать страницы из старых учебников мы не можем. Новые обязательно будут, но процесс их подготовки теперь совсем иной: кто будет их писать, кто издавать, решает уже общественность, а не министр. Процедура создания учебников разъяснена на нашем ведомственном сайте.
– Ну, значит, дело это не быстрое. А вот прямо сегодня учитель истории что-то ведь должен детям рассказывать о войне, в которую нас Россия втянула, о российских солдатах и офицерах, которые, нарушая все законы и воинской чести, и человеческой, на танках вламываются в нашу страну, о террористах, которыми управляют из Кремля?
– Мне думается, в детях, прежде всего, нужно воспитывать критическое мышление. И это гораздо важнее той конкретной информации, которую можно вложить в голову ребенка. Главные достояния двух наших революций – политическая конкуренция, политическая культура и свобода слова. Мне кажется еще очень важным то, что украинцы научились иронично воспринимать власть. Если человек хочет получить информацию, у него для этого есть все возможности: газеты, интернет, теленовости. Ведь в Украине, кроме отдельных территорий Донбасса, зомбированию путинской пропаганды люди больше нигде не поддались. Критическое мышление и хороший вкус – вот что нужно воспитывать в ребенке. Остальное приложится, и он сам найдет ответы на конкретные вопросы.
– В школы разных регионов Украины пришли дети переселенцев из Донбасса. Кого-то из них путинская пропаганда уже успела перевоспитать. Не чревато ли это школьными войнами – ведь у одних отцы воюют в АТО, а другие из российских новостей и от собственных родителей наслушались про украинских "фашистов"?
– Детей-переселенцев в школах сегодня примерно 37 тысяч. Некоторые из них уже пережили настоящую трагедию, но постепенно их сознание будет меняться благодаря новому кругу общения, новым книгам, которые они теперь будут читать, и другому миру, который они увидят.
Из Славянска я привез учебник украинской литературы, пробитый минным осколком
– Еще в апреле, когда на Донбассе все только начиналось, учителя рассказывали детям, как хорошо живется в России, и что скоро Донецкая и Луганская области вслед за Крымом распрощаются с Украиной, а на уроках изобразительного, так сказать, искусства, учили детей рисовать российский триколор. Таких историй много. Поторопились сеятели "разумного и доброго" – на Донбассе крымский сценарий не удался. Но эти люди по-прежнему работают в школах городов, подконтрольных Украине, по отношению к которой злобу так и таят. Жаль, в министерстве образования и науки не предусмотрена служба внутренней безопасности для расследования диверсионно-преподавательской деятельности. Хоть кто-то из них был наказан?
– Охоты на ведьм не будет. Нужно дать людям шанс пересмотреть свои взгляды. В первую очередь, спрашивать будем с руководителей, которые вели антигосударственную пропаганду, руководствуясь личными интересами. Несколько человек уже уволены. Я недавно побывал в Славянске, в школах, которые были разрушены и уже восстановлены, встречался с учителями, с учениками, со студентами, общался на улице с обычными людьми. Настрой у них очень позитивный. И у меня впечатления от поездки остались очень хорошие. Привез оттуда учебник украинской литературы, пробитый минным осколком. Я поставил его у себя в кабинете – чтобы помнить…
– Таких трофеев немало можно было бы найти и в Донецке, и в Луганске и в других, все еще оккупированных террористами, городах Донбасса, где дети вздрагивают на уроках при каждом громком звуке и просят учителей вести их в бомбоубежище. Что делать выпускникам этих школ? Их аттестаты Украина признает?
– Нет, не признает. Как и дипломы, выданные вузами "ДНР" и "ЛНР", потому что на временно оккупированных территориях Министерство образования и науки не контролирует учебный процесс. У высших учебных заведений там нет аккредитации, государство не признает их деятельность, не может их финансировать. Но выпускникам вузов будет предоставлена возможность защитить украинские дипломы – экстерном и дистанционно. Мы разработаем процедуру, и это смогут сделать все, кто захочет.
Манипуляционная система, созданная Путиным, прежде всего, воздействует на плохо образованных людей
– Несколько вузов Донецкой и Луганской областей будут переведены в другие регионы. Студентам ютиться в общежитиях – не привыкать, а вот где будут жить преподаватели, решившиеся на переезд? Зарплаты едва хватит на аренду квартиры…
– При переводе университетов в другой регион мы, в первую очередь, ведем разговор о предоставлении преподавателям жилья. Но это не квартиры, а общежития, по доступной цене.
– Но ведь многие выезжают с семьями. Кандидата наук трудно представить в общей кухне над кастрюлей с борщом в окружении студентов. Значит, компенсация аренды жилья не предусмотрена?
– Это уже компетенция Министерства социальной политики. Только там могут рассматривать вопрос о выделении каких-то компенсаций переселенцам. Тех, кто уезжать не захотел, я ни в коей мере не считаю предателями. Люди остаются по разным причинам: у кого-то старые, больные родители, кто-то боится оставить квартиру без присмотра, кого-то запугали. Но тем, кто остался работать в школах и вузах на территории "ДНР" и "ЛНР", украинское государство зарплату платить не может.
– Если у преподавателей вузов есть выбор – переводиться в другой город или нет, то школьным учителям, которые выходят на работу, давно уже не получают зарплату, этого никто и не предлагает. Они сильно расстроятся, услышав ваш ответ… Правда ли, что в школы территорий "особого статуса" завезли российские учебники?
– Да, такие сигналы у нас есть – российские завозят, а украинские сжигают. Это полная дикость, которая характеризует террористические группировки, захватившие власть.
– Исходя из теории причинно-следственной связи, можно считать, что и система образования, в том числе, виновата в трагедии, которую сегодня переживает Украина?
– Конечно, виновата. Манипуляционная система, созданная Путиным, прежде всего, воздействует на плохо образованных людей. В нашей системе были существенные провалы, позволившие сложиться этой ситуации на Донбассе, который большей частью имел даже не российскую, а совковую идентичность. Советского Союза нет уже давно, а люди живут еще в тех реалиях. Ими манипулировали с помощью российских СМИ, не просто обманывающими людей, как это было в нацистской Германии, а создающими параллельную реальность. У нас не было профессиональных стандартов – как учить людей, какие книги им рекомендовать, были допущены ошибки в трактовке значения свободы, исторических фактов, вопросов культуры.
– Видимо, чиновники от образования сами плохо учились когда-то, раз не понимали, что такому региону, как Донбасс, нужно уделять повышенное внимание. Они сошли с дистанции, но теперь Украина расплачивается за их ошибки.
– Остается только эти ошибки исправлять и воспитывать в детях патриотизм, гордость за свою историю, за свой язык, осознание того, что у всех нас, живущих в Украине, общее будущее, поэтому от каждого в какой-то мере зависит благополучие и сила страны.
Источник: gordonua.com
Автор: Татьяна ОРЕЛ
Фото: vkop.eu