Новый курс и Великая депрессия Яценюка. Эксперты назвали 5 главных провалов и 11 успехов правительства
Эксперты инициативы VoxUkraine оценили работу каждого министра за первые 100 дней правительства
В 1933 году Франклин Д. Рузвельт, вступив в должность президента США, впервые инициировал концепцию 100 дней работы. С первых дней он столкнулся с Великой Депрессией, но смог в короткие сроки перейти к решению многочисленных проблем. Первые сто дней "Нового курса" Рузвельта стали моделью для будущего.
Новое украинское правительство недавно отметило первые 100 дней своей работы. Попытку провести разносторонний анализ работы правительства, НБУ и НАК Нефтегаз за минувшие 100 дней предприняли эксперты инициативы VoxUkraine. Они оценили, кто из недавно назначенных должностных лиц справился с поставленными задачами и сделал прорыв, а кто может "похвастаться" только провалами.
Самые громкие провалы:
1. Под руководством Владимира Демчишина Министерство энергетики и угольной промышленности за 100 дней работы больше всего запомнилось не реформами и прорывом в сфере поставок угля из альтернативных источников, а скандалом с подписанием контрактов на импорт электроэнергии из России и поставку ее в Крым. Госкомиссия признала, что контракты были экономически невыгодными, предусматривали поставку электроэнергии на оккупированную часть Донбасса, и содержали формулировки, согласно которым АР Крым определялась как "федеральный округ РФ". Демчишин заверил, что словосочетание "федеральный округ" в окончательной редакции документа отсутствует, но отказался их опубликовать.
То, что контракты были заключены без посредников, очень важно для прозрачности энергорынка. Но контракты должны быть заключены на выгодных для Украины условиях и обязательно обнародованы.
2. Создание Министерства информационной политики не привело к очевидным сдвигам в сфере информационной безопасности государства и, по мнению подавляющего большинства экспертов и общественности, стало провалом. За два месяца работы министерство, возглавляемое Юрием Стецем, не смогло создать эффективную структуру, привлечь ценных специалистов, не разработало стратегию информполитики и безопасности Украины, не обеспечило наличие объективной информации о событиях в Украине и в мировом информационном пространстве, и, что самое главное, не проводило активной и масштабной работы по развенчиванию мифов русской пропаганды на востоке и в Крыму.
Запуск проекта "Информационные войска Украины" стал наибольшим достижением министерства. Хотя от министерства ожидают модернизации информационной отрасли и эффективного координирования работы уже существующих многочисленных информационных ведомств в интересах нацбезопасности Украины.
3. Нефтегаз в течение последних лет был "черной дырой" в украинском бюджете и существенным источником коррупции. Даже в послереволюционном 2014 году на поддержку Нефтегаза было направлено ⅔ расходов золотовалютных резервов НБУ. Двумя основными условиями достижения безубыточности Нефтегаза до 2016 года (и сокращения дефицита до 3,1% ВВП в 2015 году) были объявлены повышение тарифов на газ для населения и реорганизация всей системы Нефтегаза через разделение на отдельные компании (добыча, транспортировка и хранение). Первая часть этого плана выполнена - объявлено о поднятии тарифов с 1 апреля, разработан график роста тарифов на газ и тепло, сокращены правительственные дотации НАК Нефтегаз.
Много было сделано для диверсификации поставок газа, благодаря чему Украина существенно уменьшила зависимость от русского ресурса.
Однако непрозрачность до сих пор остается основной проблемой НАК Нефтегаз, годовые отчеты которого за последние три года отсутствуют в открытом доступе. Общественность и эксперты безрезультатно просят обнародовать структуру потребления газа разными категориями потребителей, чтобы понять, откуда возникает огромный дефицит НАК, превышающий дефицит Госбюджета. Обнародование этой информации было бы выгодным и самому НАК, поскольку позволило бы оценить оправданность именно такого повышения тарифов и сняло бы подозрения в коррупции и неэффективности.
4. В условиях военной агрессии со стороны РФ и войны на востоке страны роль Министерства обороны трудно переоценить. Вызовы, с которыми столкнулся Степан Полторак, возглавив забюрократизированное и коррумпированное министерство, чрезвычайно серьезны. Недавно анонсированные первые реформы являются позитивным и важным стартом – введена электронная система для упрощения процедуры госузакупок, привлечены волонтеры к МО, усовершенствовано взаимодействие между структурными подразделениями, устранено дублирование функций между МО и ГШ, объявлены открытые конкурсы на некоторые руководящие должности.
Однако все эти инициативы не могут быть эффективно воплощены без системной реформы, полной реорганизации структуры министерства и обновления руководящего состава, как министерства, так и ГШ, в частности за счет привлечения молодых специалистов и профессиональных боевых офицеров, которые проявили себя на войне на востоке.
Необходимо также разработать новую Военную доктрину и привлечь для этого как украинских, так и международных экспертов.
Невзирая на позитивные шаги, министерство допустило ряд серьезных провалов, в частности с обеспечением ВСУ оружием и исправной военной техникой. Кроме того, подача ложной информации и безнаказанность за такие действия, в частности, относительно реальных потерь среди украинских военных при обороне и выходе из-под Иловайска (в сентябре 2014-го МО докладывало о 108 погибших, а 16 марта 2015 военный прокурор заявил о свыше 360 погибших). Другой пример – стратегический железнодорожный узел в Дебальцево, о полном уничтожении которого заявляло МО, был полностью восстановлен боевиками менее чем через две недели. Понятно, что эту неправдивую информацию МО подает Генеральный штаб во главе с Муженко.
5. Критиковать НБУ в последнее время стало традицией. Отсутствие эффективной коммуникации в то время, когда гривна оказалась в свободном падении, значительно усугубила репутацию Банка и его главы Валерии Гонтаревой. Тем не менее, недавняя стабилизация обменного курса свидетельствует о том, что Нацбанк способен предпринимать решительные действия в кризисных условиях. Кроме провала со стремительным падением гривны, у НБУ есть ряд достижений, о которых речь ниже.
Главные успехи:
1. Минэкономразвития под руководством Айвараса Абромавичуса стало одним из немногих, кому удалось за первые 100 дней работы провести важные реформы. Главным достижением стала начатая дерегуляция экономики – через принятое постановление Кабмина №42 "О некоторых вопросах дерегуляции хозяйственной деятельности" и одобренный парламентом правительственный законопроект №1580 об упрощении условий ведения бизнеса.
Министерство активно начало ликвидацию коррупционных составляющих в разных сферах экономики через отмену лицензирования для 26 видов деятельности, 16 регуляторных ограничений, неэффективных мониторингов и экспертиз, 15%-ной скидки на нефтяных аукционах.
Чрезвычайно позитивной является проведенная реструктуризация министерства – сокращение личного состава на 30%, полностью обновленное руководство и привлечение высококвалифицированных специалистов.
2. Арсен Аваков во главе МВД уже больше года, но именно за последние 100 дней ему удалось достичь прогресса в реформировании правоохранительной системы. Не в последнюю очередь благодаря обновленному руководящему составу, в частности, назначению его замом Эки Згуладзе. В первую очередь, начато формирование новой патрульной службы. В июне на улицы Киева, а затем Одессы, Днепропетровска и Львова выйдет патрульная полиция. Важным достижением стала ликвидация ветеринарной, транспортной милиции, УБОПа и работа над реорганизацией МРЭО.
3. Игорь Шевченко, глава Минэкологии, основные силы министерства сосредоточил на реформах в отрасли пользование недрами. Через суд в госсобственность возвращены важные газодобывающие активы на Сахалинском месторождении в Харьковской области и аннулировано 19 незаконно выданных ООО Голден Деррик спецразрешений на добычу газа и нефти.
Весомым достижением можно считать и открытие общего доступа к информации обо всех спецразрешениях на пользование недрами, что стало первым шагом министерства на пути к "открытости и прозрачности", задекларированных министром.
4. Самым главным заданием для министра финансов Наталии Яресько в течение последних 100 дней была работа над госбюджетом, а позже над изменениями к нему. Сбалансирование бюджета, повышение тарифов, изменение пенсионного законодательства и новый закон об ответственности владельцев банков были одними из основных ее достижений. Они помогли добиться получения Украиной финансовой помощи на сумму $25 млрд.
Главным своим вызовом министерство считает реструктуризацию госдолга, которая даст возможность укрепить финансовое положение Украины и заложить основу для экономического возрождения.
5. За прошлый год агросектор стал единственной отраслью, которая показала рост в сложных экономических условиях. Наибольшим успехом Министерства аграрной политики и продовольствия под руководством Алексея Павленко является начатая дерегуляция, в частности отмена 14 разрешительных документов и 6 лицензий, а также борьба с коррупционными схемами через открытые конкурсы на руководящие должности госпредприятий с привлечением ведущих НR-компаний.
Продолжается работа над стратегией развития агросектора на 2015-2020 годы, куда вовлечены восемь рабочих групп, созданных в министерстве при поддержке европейских и мировых партнеров.
6. Министерство иностранных дел Украины, возглавляемое Павлом Климкиним, за последние 100 дней провело много политико-дипломатической и международно-правовой работы и активно лоббировало интересы Украины во всем мире. Самым существенным его успехом было закрепление на законодательном уровне отказа от внеблокового статуса и углубления сотрудничества с НАТО через нацпрограмму сотрудничества Украина-НАТО.
Следующий тест на успешность министерства – решение Совета ЕС о введении безвизового режима для граждан Украины.
Надеемся также на скорейшее принятие Римского статута в соответствии с требованиями ратифицированного СА между Украиной и ЕС.
7. Министерство инфраструктуры Украины под руководством Андрея Пивоварского было одним из самых прозрачных в своей деятельности. Вся информация о закупках была опубликована на сайте, прошел открытый конкурс на должности, а тендеры транслировались онлайн.
Прозрачность является однозначно необходимой частью реформ, но не менее важной является последовательность. Задание министерства на следующем этапе – продолжение реформ и эффективная имплементация подписанного с ЕБРР проекта строительства дорог на $150 млн, к которому бы привлекались не только иностранные компании, но и многочисленные украинские производители.
Кроме того, после визита министра в Испанию с нетерпением ожидаем скорейшего подписания соглашения об открытом небе.
8. Министерство юстиции – в числе тех, кто уже могут показать первые результаты работы. Павел Петренко назвал два самых приоритетных направления, на которых сконцентрировал работу Минюст. Это защита интересов Украины на международной арене – в Европейском суде по правам человека на данный момент находятся три дела против России, каждое из которых подкреплено большой доказательной базой. Второе направление – решение внутренних проблем – борьба с коррупцией и повышение эффективности деятельности министерства.
Проведены первые этапы люстрационной проверки и уволены 400 чиновников высшего ранга. Министр обещает не останавливаться и расширять круг чиновников, относительно которых будет проводиться проверка.
9. Безусловными достижениями Нацбанка стали внутренняя реструктуризация и привлечение в команду новых людей через открытые конкурсы, а также тотальная чистка банковской системы, в результате которой часть банков ликвидируется.
Усилен госконтроль над банковскими операциями и принят ряд постановлений для повышения уровня капитализации банков с целью обеспечения стабильности банковской системы.
Падение нацвалюты и закрытие ряда банков, закономерно, спровоцировали отток депозитныхсредств и нарастание паники. Невзирая на все усилия Нацбанка – увеличение обязательных резервов банков и повышение учетной ставки до 30% - преодолеть панические настроения с помощью инструментов денежно-кредитной политики на данном этапе невозможно. Придется ожидать спада социального напряжения. Очистка банковского сектора – горькая пилюля, но ее нужно проглотить.
10. Министр образования и науки Сергей Квит активно продолжает реформу высших учебных заведений. Их количество радикально сократилось (на начало 2015 года высших учебных заведений в Украине насчитывалось 802, теперь их – 317, а до конца года может остаться 270). А в тех, которые уцелели, состоялись многочисленные кадровые перестановки.
Цель министерства заключается в реформировании отечественного образования по европейским стандартам. Уже начался процесс предоставления автономии ВУЗам, расширение их финансовых, научных и организационных прав.
Еще одной важной новацией стала отмена защиты научной работы за плагиат.
Отдельным пунктом следует вспомнить подписание рамочного соглашения между МОН и компанией Майкрософт Украина с целью создания условий для легального использования ПО в ВУЗах.
11. Пенсионная реформа, начатая Министерством социальной политики во главе с Павлом Розенко, стала одной из наиболее обсуждаемых тем последних 100 дней. Нововведения заключаются в установлении единых принципов начисления пенсий, вводе налогообложения высоких пенсий и будущей ликвидации спецпенсий судьям, прокурорам, депутатам.
Проведена долгожданная реформа системы субсидий, которая начнет действовать уже с мая.
Следует отметить, что на министерство оказывается сильное социальное и медийное давление из-за непопулярности реформ. Тем не менее, оно осознает важность эффективной коммуникации и ведет активную информационную деятельность. А министр Розенко несколько месяцев назад устроил у себя на странице "показательную порку" Государственной службы занятости, обвинив ее в чрезмерных расходах.
Отдельно отметим группу министерств, среди которых Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Министерство молодежи и спорта Украины, которые за 100 дней своей работы не отметились ни особенными успехами, ни громкими поражениями. Некоторые из них, к примеру, Министерство культуры, проявили нежелание реорганизовываться, изменить устаревшую бюрократическую систему принятия решений и очиститься от коррупционных составляющих.
Отчет подготовлен при участии редакционной коллегии VoxUkraine и участников инициативы: Тимофей Милованов (U.of Pittsburgh), Юрий Городниченко (UC Berkeley), Илона Сологуб (KSE), Александр Талавера (U. Of Sheffield), Александр Жолудь (International Center of Policy Studies), Олег Коренек (Virginia Commonwealth University), Виктор Циренников (Академический советник МВФ), Наталия Шаповал (KSE), Светлана Русакова (Dragon Capital), Олег Иванов (NISS), Марина Назаренко, Елена Билан (Драгон Капитал), Владимир Билоткач (Newcastle U), Том Купе (KSE), Вероника Мовчан (IER)
Источник: