Государство
18.09.2014

Санкционные открытия. Мир за пределами «матрицы»

Сиэттл – Вильнюс, 17 Сентября (Новый Регион, Ксения Кириллова) – Новые санкции США и ЕС против РФ российская пропаганда использует банально и предсказуемо: для усиления образа врага. Известный российский публицист Андрей Архангельский, который уже несколько месяцев ведет так называемый «радиодневник» (отслеживание и пересказ основных тенденций и трендов пропагандистских российских радиостанций) так комментирует настроения в медиа-среде: «На радио новый формат — «разжигание санкций». Вместо «давайте введем войска» — «давайте введем ответные санкции». «Давайте мы еще от чего-нибудь откажемся, чтобы западу было хуже»».

На самом же деле беспристрастный анализ перечня введенных за все месяцы российской агрессии санкций приводит скорее к противоположному выводу: не к тому, что «кругом одни враги», а к тому, что вокруг нас было очень много друзей, которых мы сейчас безнадежно теряем. Эта такая простая до банальности мысль все последние годы была совсем не очевидна для российского обывателя. Еще задолго до украинских событий нам планомерно внушали, что Россия находится во враждебном окружении, которое-де давно бы нас уничтожило, но боится выступить открыто против ядерной державы, а потому действует исподтишка, «цветными революциями», поддержкой «Болотного восстания» и различных НКО и так далее.

Только вот введение каждого нового пакета санкций беспощадно вскрывает совсем иную картину взаимодействия с западными странами: множество связей, совместных предприятий, направлений торговли, общих проектов, инвестиций. То, что было очевидно для экономиста или бизнесмена, для рядового россиянина способно стать настоящим открытием: санкции — это ведь не ввод войск за российский «поребрик», это всего лишь разрушение того, что было в сфере экономики. Неудивительно, что россияне относятся к этому разрушению столь легкомысленно — они ведь уже несколько лет жили в иной, другой реальности, где обо всех перечисленных связях никто не вспоминал, а большинство и просто не знало. Санкции — это всего лишь разрушение одной из граней «матрицы», в которой россияне живут годами. Оказывается, у нас было так много общего, без чего экономика России просто не сможет существовать. Самое смешное, если бы не нелепая политика руководства страны, к санкциям приведшая, население еще долго могло бы существовать в этой «матрице» и даже не подозревать, насколько мы зависимы от остального мира.

И это не первый случай того, как российские власти, теряя что-то из-за собственного упрямства, обнаруживают этим несостоятельность собственной страны. Когда обсуждалось введение закона «об иностранных агентах», вдруг выяснилось, что благотворительностью в России занимаются в основном лишь НКО, и в основном — как раз на зарубежные гранты. Когда запретили усыновление сирот в США, оказалось, что именно американцы усыновляют наших брошенных больных детей, а сами россияне делать этого как-то не спешат. Ввели санкции — и вдруг обнаружилось, что у нас крайне мало чего есть своего.

Но самое печальное заключается в том, что вопреки всем этим открывшимся со всей очевидностью фактам «матрица» в сознании россиян продолжает существовать вполне успешно. Телевидение продолжает, к примеру, внушать, что в той же Америке никакой свободы на самом деле нет, что все демократические принципы — это лишь ширма для «брожения умов», а само государство якобы тоталитарнее, чем наше. И это — тоже матрица, поскольку реальная жизнь в Соединенных Штатах говорит совсем о другом. Я уже писала о том, что для того, чтобы согласовать шествие по улицам Сиэтла, нам не потребовалось даже получать разрешение городской администрации, которую принципиально не интересовала тема акции.

В начале апреля в том же городе в университете Вашингтон проходил организованный украинской общиной штата круглый стол о русско-украинских отношениях. Помимо докладчиков, на мероприятие пришли россияне, которые весьма активно спорили с выступающими и даже публично называли их лжецами. Однако организаторы встречи среагировали на удивление корректно. Гостей никто не травил, не выгонял и не оскорблял. Докладчики культурно ответили на их вопросы, и никаких провокаций в СМИ затем не последовало.

Более того, в США действуют различные аффилированные Россией НКО, направленные на улучшение русско-американских отношений, то есть, по сути, к НКО, которые в России назвали бы иностранными агентами. Однако эти организации существуют в США вполне спокойно, и какого-то прессинга в их адрес не ощущается.

Рядовой россиянин так привык к окружающей его действительности, что ему порой невозможно даже представить, что где-то на планете действительно существуют честные выборы, результат которых не известен заранее, что свобода выражать свое мнение — это действительно свобода, и в других странах ее реализация не ведет к шельмованию и публичной травле. Да, на свете есть государства, в которых инакомыслие — это нормальное условие развития общества, а вовсе не обязательная предпосылка для кровавых революций. Там настроены на взаимовыгодное экономическое сотрудничество, а не на вражду, хотят мира, а не войны, там понимают, что человек, выражающий конструктивную критику, приносит гораздо больше пользы, чем бездумный льстец.

Этих таких естественных проявлений в России, по крайней мере на центральном уровне, давно уже нет, а потому россиянам проще верить, что их не существует в принципе. А ведь за пределами матрицы существует мир — огромный, прекрасный, разносторонний мир, ни капли не «загнивающий» и ни в чем нам не враждебный. Очень жаль, что многие россияне пока не в состоянии этого понять.

Источник: nr2.com.ua

Новости портала «Весь Харьков»