Теория и практика российской пропаганды
Вся история развития человечества, равно как и развития государств, тесно связана с вооруженными конфликтами. За тысячи лет война как социальное и политическое явление никуда не делась и, согласно классическому пониманию, по-прежнему остается одной из ключевых форм продолжения внешней политики государства или, как в случае c Украиной - средством давления.
Конечно же, со временем, с развитием старых и появлением новых технологий, она меняется, трансформируется, утрачивая прежние и приобретая новые черты. Но в украинском варианте появилось нечто новое, ранее не применяемое или применяемое в очень ограниченных масштабах.
Еще до недавнего времени события, происходящие на востоке Украины, на сто процентов не укладывались ни в один из известных типов ведения войны.
“Гибридная война”. Именно так с легкой руки генерал-майора в отставке Франка ван Каппена, члена верхней палаты парламента Нидерландов, а в прошлом советника ООН и НАТО по вопросам безопасности, определены события в восточных областях нашей страны. Впрочем, сам термин «hybrid warfare» не такой уж и новый. У него есть множество разных определений, суть которых неизбежно сводится к некоему симбиозу классического ведения войны и использования при этом нерегулярных вооруженных формирований.
По мнению ван Каппена, государство, которое развязало такую войну, нанимает негосударственных исполнителей. Это могут быть как боевики, так и представители местного населения. Так же, как и в случае с Украиной, это могут быть специально подготовленные представители силовых структур страны-агрессора. В любом случае, и с первыми, и со вторыми любые связи формально полностью отрицаются. В частности, во время аннексии Крыма именно так и произошло. Ведь очень просто послать свои войска в другую страну и сказать, что это – не твои войска.
С точки зрения международного права страна-агрессор при этом остается юридически «чистой». Все как бы понимают суть происходящего. Понимают, откуда берутся новейшие вооружение и техника, инструкторы и инструкции для наемников, руки которых не связаны узами Женевской и Гаагской конвенций о правилах ведения сухопутных войн. Только вот эффективно противостоять такому «гопничеству» в международных масштабах цивилизованное общество пока не научилось. В своей сущности «гибридная война» есть ничем иным, как примитивной схемой «отжатия» бизнеса, успешно реинкарнированной после бандитских 90-х и «прокаченной» до уровня универсального механизма в достижении геополитических интересов, в данном случае Российской Федерацией.
Но, как мы понимаем, ни одна война, и гибридная не является здесь исключением, невозможна без мощной информационной составляющей. Более того, во времена интенсивного развития информационных технологий, наличия глобальных информационных сетей и не менее глобализированных средств массовой информации, эта составляющая занимает все более значимое место в современных военных конфликтах.
Сегодня в социальных сетях, Интернет-СМИ, а так же традиционных медиа происходят не менее напряженные «бои» за превосходство, только уже в информационном поле. Точно так же, как сначала «зеленые человечки» и кубанские казачки в Крыму, а потом «Гиркин и гопота» на востоке Украины, в социальных сетях активно орудует намного преобладающая в численности «диванная группировка» российских блогеров, троллей, копипастеров, а иногда просто программных ботов.
К слову, буквально недавно в сети была разоблачена деятельность «Агентства интернет-исследований», которое состоит на «бюджетном обеспечении» в России. Что примечательно, штат организации исчисляется сотнями работников. В нем есть специалисты по дизайну, IT-технологиям, блогеры и комментаторы, аналитики, переводчики, отделы по мониторингу СМИ и соцсетей, а так же уборщица. Все они – создатели иллюзии поддержки кремлёвского режима в интернете. Оплате за услуги таких «комментаторов», пишущих «политически верные» посты, позавидуют даже наши военные летчики.
Но если в Сети преобладает традиционно «желтый» и примитивный фейк, то на так называемом «Путин-ТВ» под разными соусами подают более «изысканные» блюда. В отличие от отечественных телеканалов, российские не только не отличаются разнообразием точек зрения, но и достоверностью информации в контексте украинских новостей. Впрочем, как сказал министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс, «чем чудовищнее ложь, тем легче в нее верят». «Первый канал», «Россия 1», «Россия 24», «НТВ» и минобороновский телеканал «Звезда». Именно там рождаются мифы о «бЕндеровцах» и поедании русских младенцев, и именно они являются едва ли не главнейшим антиукраинским рупором на российском ТВ.
При этом у российской пропаганды существует три категории потребителей: сами же россияне, Украина и весь остальной мир. У «себя» Кремль добивается лояльности россиян и всяческим образом демонизирует внешних врагов. В Украине - дезинформирует и сеет панику, особенно на юго-востоке. Европе же пытается навязать кремлевское видение событий как исключительно верное. И, объективности ради, отмечу, что тут Кремль добился колоссальных успехов. Ему удалось промыть мозги не только большинству свих граждан, но и части наших соотечественников. Теперь очевидно, почему лидеры бандформирований Луганской и Донецкой псевдореспублик так настойчиво боролись за контроль над телецентрами и телепередающими станциями и, как следствие, за человеческий разум, их мысли и чувства.
Последние исследования отечественных и зарубежных медиа-специалистов красноречиво свидетельствуют о том, что 80 процентов новостей из Украины на российских каналах являются либо полуправдой, либо откровенной ложью. Вспомните хотя бы сообщение о флагмане украинских ВМС «Гетмане Сагайдачном», который якобы возвращался в Севастопольскую бухту под Андреевским флагом во время аннексии Россией Крыма. Из особо популярных фейков на российском телевидении – украинские вертолеты с символикой ООН из уст одного из главных российских фейководов, а по совместительству постпреда России в ООН Виталия Чуркина, фотография пылающего после бомбежки Славянска, которая на самом деле оказалась панорамой Квебека после пожара на складе горючего в 2013 году...
Не менее «выдающимися» фейконовостями стали фото якобы жертв от рук Нацгвардии и пресловутого «Правого сектора», на которых на самом деле оказались погибшие сирийские дети и убитые мужчины из Кабардино-Балкарии. Или гибель шести православных верующих во время штурма донецкого аэропорта, факт которой впоследствии был опровергнут Донецкой епархией. Практически по Геббельсу, а иногда и превосходя последнего в изощренности, Кремль не брезгует пользоваться и более чувствительными для общества темами. Дети в кремлевской пропаганде используются безо всяких предрассудков и угрызений совести. Из последнего – якобы обстрел украинскими военными колонны с детьми из Славянска, продемонстрированного на телеканале «Звезда». И хотя на офсайте телеканала сообщено об отсутствии жертв, впоследствии новость «обросла» семью раненными детьми.
Откровенные возмущения вызывает и распространенная в социальных сетях фотография девочки, пострадавшей от военных действий на Донбассе. Однако это не фотография с Донбасса. Это кадр из российско-белорусского кинофильма «Брестская крепость», снятого в 2010 году. И такими вот, полностью высосанными из пальца, фейками кишат не только социальные сети, но и все российское телевидение.
Отдельного внимания, так как касается непосредственно украинских Воздушных Сил, заслуживает одна из последних криво составленных сплетен «кремлевского агитпропа» о летчиках 831-й авиабригады из Миргорода. В частности, под выложенными в сети фотографиями разных периодов истории этого, по праву одного из лучших армейских коллективов Вооруженных Сил Украины, звучали лживые обвинения в смерти мирных граждан из Донецка. И это уже не просто фейк, а провокация с подстрекательством к насилию против военных пилотов и членов их семей.
Но в России лгут не только СМИ. Не брезгуют этим практически все чиновники, включая тех, которые официально представляют страну на мировой арене. Недавно об этом заговорили и в Соединенных Штатах. Впервые за историю американо-российских отношений Госдеп США издал документ, в котором президент Путин напрямую обвиняется в ложной интерпретации событий. Сам документ носит красноречивое название: «Вымысел президента Путина: 10 ложных замечаний по Украине». Далее в документе заявления Путина по Украине сравниваются с фантазиями Достоевского, который сформулировал формулу «два плюс два равняется пяти». Среди приведенных фактов – нападения на русскоязычные церкви в Украине, утверждение об опасности на Украине для этнических русских и ряд других.
Но, ни Госдеп США, ни обвинения России во лжи с трибуны ООН не помогут Украине эффективно противостоять шквалу псевдоинформации, если наша страна сама не научится информационному противодействию. Причем делать это необходимо не силами неравнодушных представителей социальных сетей и отечественных СМИ, а противодействовать этой напасти системно на государственном уровне.
Одним из первых шагов в этом направлении стал майский Указ Президента Украины №449/2014, которым введено в действие решение СНБО об усовершенствовании, формировании и реализации госполитики в сфере информационной безопасности. Им, в свою очередь, были обозначены ряд действий, в том числе и на законодательном уровне, направленных на противодействие информационной агрессии со стороны других государств. Это и запрет на трансляцию в Украине врущих и сеющих вражду телеканалов, и проведение мероприятий организационного, информационного и разъяснительного характера, а так же принятия шагов относительно обеспечения распространения в мире объективных сведений об общественно-политической ситуации в Украине путем создания соответствующего медиа-холдинга. Правда, медиа-холдинг, согласно Указу, планируют создать ближе к середине лета. А до этого времени мы вместо того, чтобы всерьез работать на опережение, по старинке продолжим «бить по хвостам» силами «диванных войск».
Источник: sprotyv.info
Автор: Сергей Клименко