07.07.2016

Олени нашего городка или Легкий способ бросить бегать через дорогу

“Олени”, “камикадзе”, “аттракцион “Бегущая Лань”… какими только эпитетами не награждают водители пешеходов, неожиданно появляющихся в самых непредсказуемых местах проезжей части и пересекающих ее самым невообразимым образом. Это массовое явление не поддается разумному объяснению и носит все признаки массового психоза. Так давайте разберемся, почему не только алкоголики и советские пенсионеры, но вполне вменяемые в других вопросах молодые люди день за днем продолжают подвергать себя бессмысленному риску и как избавиться от этой вредной и опасной привычки.

Подражая Аллену Карру с его легким способом бросить курить и пьянствовать, я постараюсь не пугать вас расчлененными жертвами ДТП и не писать банальностей про тормозной путь и реакцию, это все равно не работает. Вместо этого, я попробую доходчиво объяснить как можно легко изменить свои ежедневные привычки, перестать пугать водителей до инфаркта и подвергаться риску попасть под машину, при этом ничего не теряя и не испытывая никаких неудобств. Потому что я глубоко уверен, что люди и машины могут комфортно и цивилизованно сосуществовать в современном большом городе.

 

Причины

В Украине привычка переходить дорогу как попало идет еще с советских времен, когда почти никто не пропускал пешеходов на “зебре”, кроме разве что “образцовых” городов и периодов, которые мало чем влияли на общую ситуацию. Поэтому пешеходы воспринимают переходы и светофоры как некую формальность, бумажную заботу государства о народе, не работающую на практике. Действительно, зачем тратить время на поход до пешеходного перехода, если там тебя все равно не пропустят?

Такое поведение копировалось детьми и воспринималась как норма, а все увещевания о необходимости соблюдать ПДД как страшилки и перестраховки.

Не очень то помогали и лекции о безопасности движения. Например, стишок про “троллейбус и автобус ты сзади обходи” это опасный бред, потому что если сзади автобуса нет пешеходного перехода, то и делать там пешеходам нечего. Или мотивация не переходить дорогу на красный свет тем, что “автомобиль может появится внезапно”, совершенно не работает, потому что автомобиль внезапно не появляется, а ждать зеленого света даже перед пустой дорогой надо из уважения к порядку и другим участникам дорожного движения.

Такая ситуация сохранялась десятилетиями, пока не грянула эпоха автокредитования и автомобиль из роскоши превратился таки в средство передвижения. Плотность дорожного движения возросла в разы и поведение, на которое можно было закрывать глаза на пустых улицах с медленно ползущими жигулями, стало все чаще заканчиваться печальными строками криминальной хроники.

Проблем было бы гораздо меньше, если каждый хотя бы раз в жизни ознакомился с разделом 4 ПДД “Обов’язки і права пішоходів”. Это всего пару страниц и 16 пунктов, ничего сложно там нет. Самое главное, что надо оттуда почерпнуть – если пешеход изъявит желание перейти дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу, водители транспортных средств обязаны уступить ему дорогу в пределах своих возможностей.

Во всех же остальных случаях появление пешехода на проезжей части недопустимо (кроме нескольких исключений) и мало того, является административным правонарушением, за которое положен (небольшой) штраф.

Ниже я дам несколько простых советов, которые помогут Вам пользоваться своими законными правами в качестве пешеходов, как и рекомендации водителям как помочь пешеходам безопасно воспользоваться своими правами.

Еще одна причина состоит в том, что многие пешеходы не видят мир со стороны водителя (даже сами будучи владельцами транспортных средств), плохо представляя опасности, которой подвергаются. А именно: низкая посадка водителей легковушек и впереди идущие машины закрывают пешеходов оказавшихся на дороге, в плотном потоке внимание водителя сфокусировано на дистанции до машины впереди и смотреть по сторонам нет возможности, ночью пешеход на дороге виден только как тень в свете фар встречных машин, если автомобили движутся слишком медленно – это не чтобы пешеход успел перебежать, а потому что дорога скользкая или видимость плохая, что только уменьшает шансы выбежавшего пешехода и так далее.

На самом деле, единственной причиной для нарушения ПДД при переходе через дорогу является необходимость оказать неотложную помощь попавшему в ДТП или другую чрезвычайную ситуацию. Правила дорожного движения написаны кровью пострадавших в ДТП, там очень мало вздорных и абсурдных положений. Но дело в том, что даже если переходя дорогу в неположенном месте или на красный свет Вы не создали аварийной ситуации, Ваши действия все равно несут негативные последствия, связанные прежде всего с психологическими аспектами:

Человек это все-таки апгрейд обезьяны и во многих аспектах ему по-прежнему свойственно стадное чувство. Вашу модель поведения, пренебрежение правилами и собственной безопасностью бессознательно будут повторять другие, особенно дети, уже не задумываясь насколько это опасно в каждом конкретном случае.

Человеку так же свойственно постепенное перемещение границ дозволенного. Сегодня он переходит пустую дорогу, завтра уже ждет на разделительной полосе, послезавтра – пытается проскочить “внагляк”, а на следующий день попадает в ДТП. В какой же момент он перешел черту? В самый первый день, когда перешел пустую дорогу.

Наконец, человеку свойственна и отраженная агрессия. Будучи испуган или взбешен поведением пешеходов, он может в гневе начать вести себя неадекватно или сорваться и выместить злобу на первых попавшихся под горячую руку участниках дорожного движения. Не говоря уже о том, что испуг из-за чуть не сбитого пешехода, да и просто зрелище пешеходов-нарушителей, пытающихся обмануть судьбу, никак не добавляет позитивных эмоций и может испортить настроение на весь день.

 

Немного теории

Существует три вида пешеходных переходов (в порядке убывания предпочтительности):

Разноуровневые: надземные и подземные.

Регулируемые: периодические и с кнопкой включения.

Нерегулируемые.

1. На разноуровневых переходах пути людей и машин не пересекаются, поэтому разбирать тут особо нечего, кроме того что при их наличии надо именно ими и пользоваться.

2. Регулируемые переходы оборудуются пешеходными светофорами и обозначаются разметкой в виде двух прерывистых линий, хотя часто используется разметка “зебра”, т.к. она лучше видна и дольше держится.

Переходить регулируемый пешеходный переход можно только на разрешающий (зеленый) сигнал светофора.

3. Нерегулируемые пешеходные переходы обозначаются знаками “пешеходный переход” и разметкой “зебра”. В случае их отсутствия в прямой видимости, пешеходными переходами считаются линии пересечения проезжих частей на перекрестке. Последний случай касается скорее тихих улочек с одноэтажной застройкой.

Опасные переходы могут обозначаться “зеброй” с красными полосками, в некоторых областях Украины можно так же увидеть желтый мигающий фонарь, хотя использование последнего не регламентировано правилами.

Суть нерегулируемого перехода в том, что по мере возможности водители должны уступать дорогу пешеходам, изволившим его перейти.

Границы переходов определяются границами дорожной разметки, а при ее отсутствии – пешеходными светофорами или знаками “пешеходный переход”. В редких случаях, когда на перекрестке нет ничего вообще, границы переходов определяются шириной прилегающих тротуаров или обочин.

 

Аргументы

Агитируя в соцсетях и реальной жизни за выполнение требований ПДД, я конечно же столкнулся с множеством аргументов, предъявляемых теми, кто правил не соблюдает. “Аргументы” эти имеют мало общего с логикой и здравым смыслом, тем не менее, было бы корректно и поучительно разобрать самые распространенные из них:

1. Переход неудобный, слишком далеко идти, плохая дорожная инфраструктура и вообще.

Так вы, ребята, в знак протеста бросаетесь под колеса? А менее радикальные средства вы не пробовали? Ну там написать письмо городским властям, петицию подписать, митинг провести, на худой конец взять власть в свои руки и поставить знаки или нарисовать разметку там, где это необходимо. Где это всё?

На самом деле, каким бы неудобным не был переход, пользоваться им намного удобнее, чем подвергать свою жизнь бессмысленному риску. Невозможно угодить всем, поэтому ничего страшного, если переход располагается не совсем там, где вам нужно. На моей памяти неудобством называлась необходимость спуститься в подземный переход метро или пройти десять метров. Ну вы это серьезно вообще?

Как правило, пешеходных переходов в городах Украины даже больше, чем нужно, и находятся они как раз там, где проходят наиболее популярные маршруты пешеходов. А если их где-то и нет, то это часто говорит о том, что участок дороги и без того перегружен или аварийно опасен и лучше его обойти. Кроме того, на размещение переходов накладывается ряд ограничений, поэтому они не могут располагаться где угодно, о чем страдающие от “неудобств” часто не подозревают. Так, нельзя делать переходы слишком часто – это притупляет внимание водителей; нельзя, чтобы переход упирался в выезд с прилегающей территории; нельзя делать переход, который плохо просматривается, закрыт поворотом или профилем дороги и т.д.

В конце концов, многие цивилизационные навыки связаны с перенесением некоторых неудобств ради получения удобств намного больших. Неудобно знаете ли терпеть до туалета, зато удобно, когда город не завален экскрементами. Улучшать дорожную инфраструктуру и делать ее более удобной для пешеходов конечно же можно и нужно, но точно не ценой создания новых пробок. Однако наивно ожидать серьезных подвижек, пока пешеходы массового игнорируют существующие переходы, а приоритетом дорожных служб остается их удержание от самоубийства при помощи разного вида заборчиков.

2. А как же бабушка/инвалид?

Странно, что эту линию защиты выбирают молодые и здоровые особи рода человеческого. Ну не в знак протеста же они, опять же, перебегают? Проблемы людей с ограниченной подвижностью конечно же важны и требуют комплексного подхода, однако переход дороги в неположенном месте это вообще не решение.

Так, например, в связи с установкой ограждения, две харьковские больницы внезапно пожаловались на отсутствие перехода между ними, о котором они никогда и не просили, вынуждая травмированных больных перебегать дорогу в неположенном месте. Это вместо того, чтобы снабдить больных инвалидными колясками и обустроить пандусы. Не говоря уже о строительстве надземного (или подземного) перехода между зданиями, раз уж там так часто нужно перемещать больных. Нет же, убрать ограждение – вот предел мечтаний!

3. А если нет перехода?

Честно не могу понять, как это освобождает от необходимости пользоваться переходом там, где он есть. Тем не менее, и такой случай описан в правилах дорожного движения, пп 4.7 и 4.8: необходимо дойти до ближайшего перекрестка и перейти дорогу там. А если и перекрестка не наблюдается, можно перейти дорогу у которой не более трех рядов в обе стороны, убедившись, что по ней никто не едет.

Более подробно мы разберем этот вопрос ниже.

4. Так никто же не едет!

Особенно часто этот аргумент используется любителями переходить на красный свет. Действительно, почему нужно ждать зеленого перед пустой дорогой? Это часто объясняют тем, что автомобиль может появиться внезапно. Но пешеход не видит, откуда так внезапно может появится автомобиль на пустой хорошо просматриваемой дороге, и переходит. Это объяснение в корне не правильное.

Так никто же не едет! А подъездные пути вы проверяли?

Дело не только и не столько в автомобилях, которые могут появится внезапно. На самом деле им вовсе не обязательно появляться, вот они – стоят припаркованные у обочины, но учитывают ли пешеходы, что кто-то из них начнет движение? Конечно, нет.

Дело в том, что как я уже писал, человеку свойственно автоматически повторять действия других и перемещать границы дозволенного. Вы переходите пустую дорогу, а ваши дети выйдут уже на заполненную автомобилями, совершенно не подозревая о том, что они что-то делают неправильно. Разумеется, это не значит, что если вас не видят дети, то можно переходить как вздумается! Ваше пренебрежение правилами и безопасностью так или иначе перенимают не только дети, но и все окружающие, включая водителей.

5. А вот в Европе…

Я часто слышу, что в Европе все дорожное движение замирает, стоит только пешеходу ступить на дорогу. Это каким-то образом оправдывает пешеходов, грубо нарушающих правила дорожного движения. На самом деле это советский миф, который не имеет ничего общего с реальностью. Насколько я знаю, он происходит из телепередачи, в которой речь шла о том, что дорожное движение замирает перед пешеходом, ступившим на нерегулируемый пешеходный переход. В дальнейшем это утверждение было искажено, чтобы служить неким оправданием далеко не европейскому поведению.

В действительности, в европейских странах отношение к jaywalking (переходу дороги в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора) намного менее терпимое, чем в Украине. Например, в этом видео молодой человек объясняет почему настоящий немец не будет переходить на красный свет даже, если дорога пустая:

Правильный ответ – не потому, что это грозит большим штрафом и даже лишением водительских прав (да да, вы не ослышались), а потому что вы подаете дурной пример окружающим, особенно детям.

Еще можно услышать, что в Великобритании jaywalking не является нарушением. Это действительно так, хотя в этом плане Великобритания исключение на фоне других европейских стран. Однако не стоит обольщаться, в случае наезда на пешехода, переходившего в неположенном месте или на красный свет, вся ответственность лежит исключительно на пешеходе. В отличие от Украины, там водитель не обязан принять меры к предотвращению столкновения с нарушителем.

А вот так “дорожное движение замирает” перед пешеходами-нарушителями в Великобритании:

6. Виноват все равно будет водитель.

Еще одна городская легенда, распространяемая даже инструкторами школ водителей, гласит, что в любом ДТП с пешеходом виноватым сделают водителя, независимо от того, имело ли место нарушение ПДД пешеходом. Потому что “пешеход мягкий, а автомобиль твердый”.

Возможно, такая практика действительно имела место быть в СССР, но сегодня во времена камер наблюдения, видеорегистраторов и ЕСПЧ подобное решение может быть обжаловано как неправомочное. Возможно, легенда основана на искаженном понимании требования ПДД принимать меры к предотвращению наезда, даже в случае нарушения правил пешеходом.

В действительности, водителя могут признать виновным в том, что он не принял необходимых мер для предотвращения ДТП, если экспертиза признает, что у него такая возможность была. А могут и не признать. В любом случае, это никак не снимает вину с пешехода-нарушителя.

В сухом остатке можно считать, что это всего лишь страшилка, придуманная для вразумления буйных водителей, но на практике особого эффекта не имеющая. Даже хуже, некоторые пешеходы подпитываются из нее иллюзией безнаказанности. Однако вряд ли стоит ожидать, что угроза неправомерного обвинения водителя победит силу инерции и заставит автомобиль остановиться раньше, чем ему положено по законам физики. Уж тем более, такое решение не сможет залечить травмы и вернуть жизнь.

7. Я так уже 40/60/80 лет перехожу.

Длительный стаж отравления жизни себе и окружающим вряд ли можно считать хорошим аргументом. Во что превратится дорога, если все начнут следовать вашему примеру? Или длительный стаж нарушений ПДД делает человека лучше других?

Как я уже писал, времена меняются, движение становится все более интенсивным, скорости растут, поддержание максимальной допустимой скорости движения становится главным способом предупреждения образования пробок и тянучек. Поэтому шансов на безопасный переход в неположенном месте становится все меньше и все более насущной становится необходимость оптимизации взаимоотношений людей и машин в рамках единых для все правил.

8. Если переходить по правилам, никуда не успеешь.

Это как минимум странно, учитывая что масса людей следует правилам и никуда не опаздывает, кроме форс-мажорных случаев. Может быть проблема не в правилах, а в вашем неумении планировать время и оптимизировать дела? Очень часто такие люди опаздывают даже, если бегают через дорогу, хотя и не спешат в этом признаться. Очень часто я наблюдаю людей, которые минутами ждут просвета в сплошном потоке машин в десятке метров от перехода, где их пропустят, или вообще рядом с подземным переходом. Много они так экономят времени? Серьезно?

На самом деле, использование пешеходных переходов дает возможность уверенно планировать свои маршруты и не зависеть от того, насколько плотным окажется движение, с какой попытки удастся выбежать на дорогу и сколько минут придется простоять между стремительно движущимися встречными потоками машин. Поверьте, по мере того, как вы все больше будете привязывать свои маршруты к имеющимся переходам, вы все меньше будете испытывать проблем с неправильным планированием и опозданиями.

9. В споре водителей и пешеходов нет правых и виноватых.

Потому что такого спора нет. Есть желающие поддерживать порядок и соблюдать единые для всех правила с одной стороны, и желающие этот и порядок разрушать и этими правилами пренебрегать с другой стороны. И не важно, перемещаются они на своих двоих или на колесах.

10. Водители тоже не пропускают.

Достаточно глупо переводить стрелки. Если другие поступают неправильно, это не значит, что над следовать их примеру и приумножать хаос. При этом далеко не во всех случаях водители поступают так из-за пренебрежения правилами дорожного движения. Иногда они слишком поздно видят пешехода, иногда пешеход ведет себя нерешительно и мотивы его нахождения возле перехода не совсем очевидны. А как лучше дать понять водителям о своих намерениях и повлиять на них, мы разберем ниже.

Когда пешехода пропустить не получается при всем желании. Зебра закрыта профилем дороги, знак и самого пешехода закрывает автобус.Водитель замечает пешехода слишком поздно, чтобы остановиться.

На самом деле, чем больше пешеходов будут пользоваться строго установленными переходами, тем больше они будут стимулировать водителей соблюдать правила со своей стороны. Вежливых и сознательных водителей на дорогах больше чем кажется и с каждым годом их становится все больше. Поэтому лучше спокойно дождаться сознательного водителя, который вас увидит и пропустит, даже если для этого придется подождать пока проедут несколько “невежливых”.

 

Что делать и кто виноват?

С появлением на улицах городов Украины патрульной полиции, появились и первые штрафы за переход в неположенном месте, как и за непропуск пешеходов. Однако, не возможно приставить полицейского к каждому пешеходу и водителю. Штрафы бесполезны без изменений в массовом сознании и моделях поведения, они могут лишь закреплять общепринятые нормы поведения, но никак не внедрять их. А соблюдение писанных и неписанных правил при переходе дороги пока явно не является массовой привычкой украинцев. Поэтому лично я не вижу другого выхода, кроме как всей сознательной части населения твердо и неукоснительно соблюдать правила движения, культуру вождения и поведения на дороге, приобщать к этому близких и знакомых. Чем больше людей будут вести себя правильно, тем еще больше людей будут бессознательно следовать их примеру.

Немаловажным также конечно является и пересмотр программ и методов обучения детей правилам дорожного движения, как и внедрение правильной социальной рекламы.

К сожалению, правила дорожного движения не содержат рекомендаций, как их выполнять на практике, особенно в затрудненных и неоднозначных условиях. Я постараюсь насколько можно закрыть этот пробел и рассказать о принципах, которые я опробовал на собственном опыте.

 

Рекомендации пешеходам

Я не хочу повторять банальности про “посмотрите налево, посмотрите направо”, это не работает. И постараюсь сосредоточиться на реальных ситуациях и правилах, которые мы можем из них извлечь. Дорога не место для раздумий, здесь надо действовать быстро и уверенно, для чего нужны простые правила. Итак:

Изучите местность, в которой вы часто ходите пешком, на предмет наличия пешеходных переходов. Скорее всего их намного больше, чем вы раньше думали. Со временем у вас намечется глаз и вы будете находить их быстро и автоматически.

Планируйте свой маршрут привязываясь к пешеходным переходам, отдавая предпочтение разноуровневым и регулируемым. Считайте, что дорога это преграда вроде реки, которую можно перейти только по имеющимся мостам.

Разумно оценивайте необходимое время на ваши пешие перемещения и оставляйте небольшой запас на форс-мажор, чтобы не опаздывать. Запоминайте, сколько времени дорога заняла на практике, чтобы точнее спланировать время выхода в следующий раз.

Если вам предстоит перейти дорогу по нерегулируемому переходу, встаньте на край проезжей части и повернитесь в сторону приближающихся машин. Обычно они приближаются к вам слева, кроме улиц с односторонним движением. К сожалению, не везде и не всегда пешеход может выйти на проезжую часть, как того требуют правила. Если это невозможно, подойдите на минимальное безопасное расстояние к краю или стойте под знаком “пешеходный переход”, чтобы вас было хорошо видно водителям.

Убедитесь, что водители приближающихся машин вас видят и снижают скорость, чтобы уступить дорогу. Для этого смотрите в глаза водителям, это позволить им лучше понять ваши намерения, а вам – убедиться, что водители вас заметили.

При необходимости просигнализируйте о своих намерениях жестом – покажите открытую ладонь на уровне груди. Этот жест я подсмотрел в обучающих мультиках для корейских детей, но думаю, он будет понятен в любой культуре. Если вы стоите рядом с остановкой или другим скоплением людей, ваше решение переходить дорогу может быть не очевидно проезжающим водителям. Кроме того, знак перехода может быть закрыт, например листвой деревьев. Такой жест так же уместен, чтобы показать, что вы уже давно ждете, когда машины едут сплошным потоком и каждый водитель замечает пешехода слишком поздно, чтобы остановиться. В этих случаях интернациональный жест “стой” поможет водителю правильно среагировать, в том числе благодаря психологической реакции на этот жест.

Если возле перехода какой-то нехороший человек припарковал машину, которая закрывает обзор, необходимо сначала выглянуть из-за препятствия, и начинать переход только убедившись в отсутствии опасности.

Убедившись в отсутствии опасности, переходите дорогу в своем обычном темпе, ни в коем случае не бегите, даже если вам кажется, что вы задерживаете машины (на самом деле нет). Побежав, вы только рискуете споткнуться или угодить под колеса машины, которая не успеет вас заметить. Если вы едете на велосипеде, по тем же самым причинам необходимо спешиться и вести его рядом.

Если на дороге два и более ряда движения в одну сторону, убедитесь что за пропускающими вас машинами не скрываются движущиеся по соседнему ряду. И только убедившись в отсутствии опасности переходите в следующий ряд. То же самое касается выхода на полосу встречного движения.

По возможности вообще избегайте нерегулируемых переходов через заполненные дороги с двумя и более рядами в одну сторону. Это мясорубки, которые нужно срочно заменять регулируемым переходами с кнопочкой, наземными или подземными переходами. Конечно, согласно правилам, водители должны снижать скорость вплоть до остановки, если видят, что в соседнем ряду машина тормозит перед переходом. Однако не все помнят это правило, и далеко не всегда не практике торможение машины в соседнем ряду удается связать с приближающимся переходом. Например, знак перехода и разметка могут отсутствовать или быть не видны водителям, а, если возле перехода есть выезд направо, то действия останавливающейся в правом ряду машины могут быть истолкованы как торможение перед поворотом, особенно если у нее уже включен сигнал поворота.

Переходите дорогу строго в пределах пешеходного перехода, ограниченных разметкой. Если разметка совсем истерлась, то переход считается ограниченным знаками “пешеходный переход” или пешеходными светофорами с двух сторон. Не пытайтесь срезать угол в конце перехода, это задерживает водителей. Не говоря уже о манере переходить в нескольких метрах от перехода, постепенно превращая весь участок дороги возле него в “пешеходную зону”. Такие персонажи притупляют внимание водителей и подставляют тех пешеходов, кто ожидает возле настоящего перехода. Водителю издалека бывает трудно определить, стоит ли человек непосредственно на переходе или в нескольких метрах от него.

Единственным исключением из предыдущей рекомендации являются переполненные регулируемые переходы в центрах городов, где все желающие перейти просто не помещаются. Но и в этом случае, не стоит переходить дорогу слишком близко к грузовым машинам или автобусам, водители которых могут вас просто не увидеть в слепой зоне.

Переходя дорогу по регулируемому переходу, убедитесь что водители машин, поворачивающих налево или направо видят вас и уступают дорогу. Они конечно должны так делать по правилам, но пешехода от них могут закрывать препятствия, стойка между лобовым и боковым стеклом, залитое дождем лобовое стекло и так далее. Либо же пешеход может быть плохо освещен ночью и потому плохо виден.

Если во время перехода по регулируемому переходу светофор переключился, спокойно продолжайте движение, не бегите и оглядываясь по сторонам на случай машин, которые вас не видят – водители обязаны дать вам возможность закончить переход, но не всегда видят вас. Если посреди дороги есть “островок безопасности”, вы должны остановиться на нем и ждать следующего включения разрешающего сигнала.

Не выходите на регулируемый переход, если время разрешающего сигнала заканчивается. Опять же, водители должны дать вам возможность завершить переход, но могут вас не видеть.

Отложите на время разговор по телефону, переписку в социальных сетях и другие отвлекающие факторы. Пешеходы, разговаривающие по телефону, крайне невнимательны, потому что отвлечены беседой, и от этого не спасает даже беспроводная гарнитура.

Это кажется очевидным, однако не переходите дорогу в состоянии опьянения, лучше вызовите себе такси до дома. В крайнем случае, пользуйтесь только регулируемыми переходами.

Уделите внимание своей заметности в темное время. Пешеходов реально не видно. Избегайте одеваться во все черное, обращайте внимание на наличие светоотражающих элементов на обуви и куртках, которые вы покупаете.

Говорите водителям “спасибо” легким кивком головы, когда они уступают вам дорогу. Даже если они делают то, что обязаны, стремление соблюдать правила и уважать права пешеходов стоит небольшой похвалы.

А если перехода все-таки нет поблизости? Как я уже писал, на этот случай правилами дорожного движения установлены исключения, которые к сожалению разбросаны в разных местах правил. Я постарался собрать их воедино:

Если вы шли по тротуару вдоль дороги и переходите выезд на прилегающую территорию (двор, стоянку, АЗС и т.д.), машины обязаны уступить вам дорогу. По сути такие места приравниваются к пешеходным переходам. К сожалению, не все водители помнят и соблюдают это правило.

Если вы переходите дорогу в жилой зоне или идете по стоянке, машины опять же должны уступать вам дорогу. Правда и вы не должны создавать препятствий для движения машин без нужды. К сожалению, определение жилой зоны в ПДД довольно туманное, а знаков “жилая зона” нет и подавно. Поэтому, принадлежность некоторых дорог к жилой зоне часто приходится определять интуитивно. Скажем так, если через дорогу обозначены переходы, это уже явно не жилая зона.

Дороги, на которых нет разметки и ширина которых позволяет только разъехаться встречным машинам, можно переходить в любом месте, если никто не едет. Преимущества в этом случае пешеход не имеет. Это правило обычно действует на тихих улочках частного сектора.

Если рядом есть перекресток, на нем можно перейти дорогу по линии пересечения проезжих частей. При этом водители должны уступать вам дорогу, хотя без знаков и разметки им приходится об этом только догадываться.

Если перекрестка в пределах видимости нет, а дорога широкая, но не более трех рядов в обе стороны (а это значит, что посредине не будет двойной сплошной линии разметки), такую дорогу можно перейти под прямым углом пока она пустая. Преимущества здесь пешеход опять же не имеет.

Однако дороги шире трех рядов, с забором посредине или автомагистрали переходить нельзя ни в коем случае. Придется искать ближайшую развязку или разноуровневый переход.

 

Рекомендации водителям

При приближении к пустому нерегулируемому пешеходному переходу, переставьте ногу на педаль тормоза. Это позволит вам начать торможение без запаздывания.

Если выход на переход закрыт припаркованным автомобилем или не просматривается по другой причине, постепенно снижайте скорость до 35-40 км/ч, пока не убедитесь, в отсутствии пешеходов.

Если на переходе или возле него есть пешеходы, которым надо уступить дорогу за 50-100 м начинайте постепенно снижать скорость до 30-35 км/ч и ниже вплоть до полной остановки. Таким образом, вы заранее продемонстрируете пешеходу, что видите его и будете пропускать, а сами как правило избежите необходимости в полной остановке машины.

Не начинайте движение и не увеличивайте скорость, пока пешеход не покинет ваш ряд. Пешеход может споткнуться, подскользнуться или увидеть движущийся автомобиль в следующем ряду и отскочить назад.

Перед началом движения или увеличением скорости убедитесь, что на переходе нет других пешеходов. Пока вы следили за пешеходом, которого пропускали, его примеру могли последовать другие, которых вы не заметили. Поэтому перед началом движения стоит окинуть переход взглядом и только потом ускоряться.

Если пешеход не решается выйти на переход, покажите ему жестом, что дорога открыта. Но перед этим убедитесь, что слева вас не пытается объехать другой автомобиль, иначе вы подставите пешехода. Не надо мигать фарами, пешеходы этого не понимают. Не стоит так же махать рукой из стороны в сторону, это “не вежливо”, а точнее такой жест провоцирует пешехода бежать, чего как раз делать не стоит. Поднесите ладонь с растопыренными пальцами к лобовому стеклу, поверьте 100% пешеходов понимает этот жест.

Не пропускайте нарушителей. Иначе в них будет крепнуть вера, что они все делают правильно. В пределах разумного, используйте сигнал и фары для предупреждения столкновения, не допускайте переход пешеходами в неположенном месте, но сначала убедитесь, что место и правда неположенное и вы не пропустили случайно знак перехода.

Не пытайтесь проскочить светофор на мигающий зеленый. Для многих водителей это дилемма – стоит ли тормозить перед мигающим зеленым или наоборот ускориться, чтобы проскочить перекресток до переключения. Однако, дорога не терпит раздумий. Если вы заметили мигающий зеленый, когда дистанция до светофора еще позволяет остановиться без аварийного торможения, значит надо останавливаться.

Не заезжайте за стоп-линию. А если разметка стерта, ориентируйтесь на белую табличку “СТОП”. Если нет и ее, останавливайтесь так, чтобы видеть сигнал светофора. Не ползите на зеленый, вы пугаете пешеходов! Выдвинувшаяся вперед за стоп-линию машина закрывает пешеходов, которые заканчивают переход.

Следите за автомобилями в соседних рядах. Если они начинают торможение без явной причины, стоит начать снижать скорость самому, пока не убедишься, что впереди нет пешеходного перехода. Если искать глазами знак перехода перед тем, как начать торможение, может оказаться слишком поздно. К тому же знак может быть элементарно закрыт.

Если перед нерегулируемым переходом есть выезд с второстепенной дороги, на котором ждут автомобили, остановитесь перед пересечением с второстепенной дорогой. Правила так делать не обязывают, но таким образом вы заодно с пропуском пешехода, выпустите и заждавшиеся машины.

Если двигаясь в сплошном потоке машин вы заметили пешехода возле перехода слишком поздно и не можете ему уступить не применяя аварийного торможения, начинайте постепенно снижать скорость перед переходом. Этим вы покажете следующим водителям, что на переходе есть опасность, ряд начнет останавливаться и в конце концов кто-то сможет пропустить пешехода.

 

Тонкости

Если светофоры не горят или работают в режиме желтого мигающего огня, регулируемый переход превращается в нерегулируемый, то есть водители обязаны уступать дорогу пешеходам. О чем они к сожалению не всегда догадываются.

Обращайте внимание на показания пешеходных светофоров до и после “островка безопасности”, они могут отличаться. Так делают на перекрестках с дополнительной фазой для поворота налево или направо. При этом полоса движения, в которую осуществляется поворот закрывается для перехода, в то время как полоса встречного движения остается открытой для пешеходов.

Есть случаи в которых пешеходам все же стоит пропустить водителей, даже если они переходят переходу и имеют законное преимущество. На узких улочках в центрах городов переход может быть нанесен слишком близко к улице с интенсивным движением, и тогда поворачивающей с нее машине негде остановиться, чтобы пропустить пешеходов, не перекрывая при этом движение. Еще более неприятная ситуация возникает, когда переход идет прямо за трамвайными путями. Тогда чтобы пропустить пешеходов, водителю придется остановится на трамвайных рельсах, чего делать нельзя не в коем случае.

Если по нерегулируемому переходу постоянно ходит очень много людей, начинает действовать негласное правило “пропустил-поехал”. Водитель останавливается перед переходом, пропускает группу людей и уезжает, следующий водитель пропускает следующую группу и так далее. Если в таком случае дотошно следовать букве правил дорожного движения, то движение автомобилей просто остановится.

Если светофор переключился на зеленый для пешеходов пока на перекрестке находился автомобиль, который движется прямо или разворачивается, пешеходы обязаны выпустить его с перекрестка. Немногие об этом знают, но так требуют правила.

 

Заключение

В заключение хотелось бы напомнить, что для того, чтобы добиться уважения окружающих, прежде всего надо начать уважать себя. Водителей можно и нужно принуждать уважать законные права пешеходов. И начинать это надо с уважения к себе и своей жизни, которой не стоит пренебрегать, бросаясь под колеса.

Источник: maidan.org.ua

Автор: Антон Олейник, водитель

Новости портала «Весь Харьков»