В каких случаях харьковские автомобилисты обязаны платить за остановку, и почему можно игнорировать парковщиков
Вот уже как несколько лет остается нерешенным вопрос, который волнует многих харьковских автомобилистов, а именно - обязаны ли они платить за парковку парковщикам, которые заполонили центр города и требуют деньги у харьковских водителей, или нет?
На законодательном уровне четко регламентировано, что платить за парковку автомобилист обязан только в том случае, если на площадке установлен паркомат, но почему-то на харьковских улицах такое «спецоборудованние» не наблюдается, и появится только в конце октября — ноябре, да и то, всего лишь в одном месте и будет работать в тестовом режиме. Зато «зеленые человечки» с переносными кассовыми аппаратами встречаются повсеместно. Мы решили разобраться в этом вопросе и выяснить, в каких случаях автомобилист должен платить за парковку, и когда может смело отказывать.
Согласно букве закона
Организация и содержание площадок для парковки регламентируется Постановлением Кабинета Министров Украины №1342 от 3 декабря 2009 года. Согласно этому документу, все парковочные площадки должны иметь соответствующую разметку и информационную табличку, на которой указано название организации, которой принадлежит площадка и цена за пользование услугой. На площадке также должен быть установлен один паркомат из расчета на 20 машин.
«Парковщики, которые бегают и взимают плату с переносными кассовыми аппаратами, вообще не прописаны в законодательстве, поэтому им можно смело отказывать и не давать денег, - пояснил адвокат Иван Невинный. - Если же парковщик будет блокировать выезд автомобиля или угрожать его повредить, то можно смело вызывать милицию. Ну а в случаях, когда с вас настойчиво начинают требовать деньги, - то это является принуждением к заключению сделки».
Но в коммунальном предприятии «Харьковпарксервис», которое «заправляет» практически всеми городскими парковками, на этот счет придерживаются совсем иного мнения.
«У каждого юриста есть свое мнение, но я его на разделяю, и заверяю, что парковщики - это законно», - резюмировал директор КП «Харьковпарксервис» Дмитрий Мандриков.
За поврежденный автомобиль парковщик отвечать не будет
Также автомобилисты могут довольно часто слышать от парковщиков, что те следят за сохранностью автомобилей и водители платят за то, чтобы за их транспортным средством присмотрели. Но, фактически, в том случае если ваш автомобиль все-таки хоть как-то повредят, то оператор за которым закреплена площадка, не будет нести ответственности за это.
Данное положение даже зафиксировано в пункте 29 Постановления Кабмина №1342: «Оператор не несет ответственность за сохранение транспортных средств, расположенных на площадках для парковки». Также стоит отметить, что согласно все того же постановления «Парковочные автоматы и автоматические въездные и выездные терминалы на площадках для платной парковки устанавливаются стационарно», поэтому о переносных кассовых аппаратах, которые находятся «на вооружении» у харьковских парковщиков, не может быть и речи.
Ну и самым важным пунктом постановления можно назвать №29: «Оплата стоимости услуг пользования площадкой для платной парковки не осуществляется в случае не обеспечения оператором соответствующего функционирования устройств оплаты стоимости указанных услуг в соответствии с требованиями этих Правил касательно обустройства таких площадок».
В Харькове создали «чудо-паркомат»
Зато буквально на днях изобретением собственной разработки, создание которого заняло более двух лет, похвастались все в том же КП «Харьковпарксервис».
«Мы сделали один из лучших вариантов паркоматов, которые есть в Украине. Он принимает купюры всех номиналов, выдает сдачу, - рассказал директор предприятия Дмитрий Мандриков. - Вероятно, мы даже предложим наш паркомат для установки в других регионах», - отметил Дмитрий Мандриков».
По словам Мандрикова, установка одного такого паркомата под ключ обойдется в 50-60 тысяч гривен, а всего в городе будет необходимо установить 30 таких аппаратов.
Один из таких паркоматов вскоре появится на площади Конституции и будет работать тестовом режиме, но их массовое применение пока не предвидится. В «Харьковпарксервисе» поясняют, что из-за того, что на сегодняшний день все еще не решен вопрос с механизмом наказания водителей, которые игнорируют паркоматы и не платят за парковку.
Сначала закон, потом - паркоматы
«Для эффективной работы муниципальных предприятий по парковке необходимо предусматривать механизмы воздействия на неплательщиков, как эвакуация и блокировка автомобиля после не оплаты», - уточняет Дмитрий Мандриков.
В КП «Харьковпарксервис» уже занялись этим вопросом, и разрабатывают соответствующий законопроект, который уже в этом месяце будет передан для рассмотрения в Минрегионстрой. По словам Мандрикова, сейчас идет его обсуждение и доработка.
«У нас есть договор с Национальным юридическим университетом имени Ярослава Мудрого на его подготовку этого законопроекта», - уточнил директор КП «Харьковпарксервис».
Но наедятся на то, что установка паркоматов буквально в ближайшие дни получит широкое применение все не не стоит, без соответствующей законодательной базы этим никто заниматься не будет.
«Поставить паркоматы сейчас — это бездумно потратить деньги. Мы не против их установки, и готовы это сделать, но без соответствующего механизма это бессмысленно. После принятия законопроекта мы сможем оборудовать харьковские парковки этими аппаратами в течение полугода», - рассказал Мандриков.
Зато сейчас в городе продолжают работают парковщики, задача которых - брать деньги за их услуги с автомобилистов, но в соответствующем постановлении их деятельность не предусмотрена, поэтому оплачивать услуги парковки нужно лишь в случае, если на площадке установлен стационарный паркомат.
Источник: 057.ua