04.12.2016

Простой плагин для браузеров выявляет фальшивые новости

Пока мировая общественность требует от Google, Facebook и Twitter разобраться с распространением фальшивых новостей, программисты взяли ситуацию в свои руки.

Дэниэл Сиерадски создал плагин для интернет-браузеров - он называется BS Detector - который обращает внимание на сомнительные сайты, ссылки на которые появляются в "Фейсбуке" и "Твиттере".

BS Detector использует список известных источников фейков как отправную точку для фильтрации всех новостных сообщений. Плагин можно установить в браузерах Chrome и Mozilla. Когда он находит историю, которая может оказаться фейком, то выдает рядом с ней красный баннер со словами: "Этот сайт считается сомнительным источником".

По словам Сиерадски, на создание плагина у него ушло "около часа", что стало "ответом на сомнительные заявления Марка Цукерберга о том, что Facebook не в состоянии по существу разобраться с распространением фейк-новостей".

С момента запуска плагин установили уже более 25 тысяч раз.

"Плагин обладает открытым кодом - я вместе с другими добровольцами провел много часов, совершенствуя его функционал", - рассказал Сиерадски Би-би-си.

Некоторые пользователи даже решили, что компания Facebook сама разработала этот плагин, потому что новости о его появлении появились в новостных лентах по всему миру. Социальная сеть на данный момент заблокировала возможность для пользователей размещать ссылки на сайт BS Detector.

"Facebook выдает предупреждение о безопасности и не позволяет вам это сделать", - говорит Сиерадски.

В компании Facebook заявили, что "разбираются с этим вопросом".

На данный момент плагин - лишь экспериментальный инструмент, а не реальное решение проблемы. Многие пользователи уже сообщили, что их браузеры стали зависать после установки BS Detector.

В последнее время многие критиковали Facebook за неспособность разобраться с распространением фальшивых новостей.

В середине ноября основатель компании Марк Цукерберг написал на своей странице: "Наша цель - в том, чтобы люди имели доступ к историям, которые им интересны. И мы знаем, что люди хотят получать точную информацию. Мы сами не хотим выступать арбитрами истины, поэтому вместо этого полагаемся на проверенных третьих лиц и сообщество вокруг нас".

"Угроза демократии"

Кроме того, Цукерберг заявил, что компания делает все возможное, чтобы дать людям возможность жаловаться на ненастоящие новости и направлять их в организации, занимающиеся проверкой фактов: "Мы изучаем истории, которые были отмечены как фейковые третьими лицами или членами нашего сообщества, а также показываем предупреждающие сообщения, когда люди читают такие новости или хотят ими поделиться".

Цукерберг заявил о планах компании прекратить рекламное финансирование сайтов, на которых размещаются фейковые новости.

В последнее время много обсуждается теория о том, что фальшивые новости сильно повлияли на исход президентских выборов в США.

По информации сайт BuzzFeed, в последние три месяца президентской кампании фейк-новости о выборах в США на "Фейсбуке" были более популярны среди пользователей, чем статьи таких крупных новостных ресурсов, как New York Times, Washington Post, Huffington Post, NBC News и так далее.

"Мы пока знаем недостаточно, чтобы понять, насколько сильно фальшивые новости повлияли на исход выборов в США, но мы точно знаем, что такие новости распространяются очень быстро и они не только дезинформируют людей, но и фокусируют их внимание на вещах, которые не представляют важности", - рассказала Би-би-си Салли Лерман, основательница организации Trust Project, которая занимается восстановлением доверия к СМИ.

"Все это представляет реальную угрозу демократии", - считает Лерман.

Но, по ее мнению, борьба с фейком в новостях - задача не Google или Facebook.

"Я не считаю, что мы должны полностью полагаться на эти компании и ожидать от них решения проблемы - мы должны сделать это сами", - говорит Лерман.

Новостные СМИ, особенно в США, должны работать над тем, чтобы восстановить доверие общественности, которая почувствовала, что ее не слушают.

"Люди теряют доверие к СМИ, которые не отражают реальный мир, в котором они живут", - уверена Лерман.

"Неравный бой"

Би-би-си совместно с организацией Trust Project недавно провели мероприятие по поиску практических путей восстановления доверия читателей к СМИ.

По мнению Энн Гриппер, исполнительного диджитал-директора Mirror Group, которая также была на этом мероприятии, ответственность за решение проблемы лежит на таких компаниях, как Facebook, Twitter и Google.

"Они обладают огромной властью, через них люди получают доступ к новостям, и без них мы не сможем одержать победу", - говорит она.

В результате проведенного интенсива участники пришли к следующим решениям:

* Mirror Group создала инструмент для определения, отвечает ли организация требованиям Trust Project, а также для сбора информации об авторе новостного материала.

* La Stampa разработала инструмент, который определяет общий уровень доверия к автору материала, основываясь на том, сколько похожих историй он написал ранее.

* Washington Post и BuzzFeed создали инструмент, который сканирует статью и находит в ней ссылки и источники, а затем делает эту информацию видимой для читателей.

* В Би-би-си News Labs придумали способ показать читателям ту информацию, которую журналисты используют в процессе написания истории.

* Издание Guardian создало инструмент, который специально предлагает читателям статьи с иной точкой зрения, чтобы расширить их информационное поле.

Источник: bbc.com

Автор: Джейн Уэйкфилд, корреспондент по вопросам технологий