Украинец автор логотипа Lufthansa? Расследование ЦТС
Бренд Lufthansa один из самых узнаваемых логотипов в мире и стоит 4 млрд долларов. В украинском сегменте интернета встречается информация, что автором эмблемы был украинец Роберт Лисовский. В англоязычном – что Отто Фирле. Мы попробовали разобраться, где правда.
В некоторых украинских печатных и интернет-изданиях, в том числе и Википедии, утверждается, что автором логотипа Lufthansa был украинский художник Роберт Лисовский. Кто же такой Роберт Лисовский. Будущий художник родился в Каменском (современный Днепродзержинск) в 1893 году. Изобразительному искусству он учился вначале в Миргороде, затем в Киеве. В 1917 году он поступает в только что созданную Украинскую академию искусств, где учится под руководством Михаила Бойчука и Георгия Нарбута. После 1922 года художник вынуждено проживает в эмиграции: в западной Украине (тогда – Польша), Германии, Чехословакии, Великобритании и Швейцарии.
В конце 1920-х годов он закончил Берлинскую академию искусств. Именно в те годы, согласно данным некоторых исследователей, Лисовский победил в конкурсе на создание логотипа авиакомпании Lufthansa. Между 1929-м и 1945-м годом он был профессором графики Украинской студии пластического искусства в Праге. К слову, Лисовский является автором логотипа украинкой скаутской организации "Пласт".
Lufthansa допускает, но не подтверждает
Журналисты ЦТС обратились в главный офис Lufthansa с просьбой опровергнуть, или подтвердить информацию украинских исследователей. Немцы отреагировали оперативно. Директор по корпоративным коммуникациям в Европе Мартин Рикен сообщил, что логотип Lufthansa в течении своей истории несколько раз адаптировался и переделывался. "Вполне возможно, что г-н Лисовский был вовлечен в этот процесс, но создателем логотипа считается Отто Фирле", - резюмировал он.
Глава архивного департамента Lufthansa Group Карола Капица сообщила, что компания не обладает документами, подтверждающими участие Роберта Лисовского в создании или модификации логотипа. Также мы спросили, проводился ли в конце 1920-х годов конкурс на изменение или усовершенствование логотипа. Нам ответили, что не обладают информацией, которая подтверждает этот факт. Достоверно известно только, что логотип претерпел существенных изменений в 1926 году, когда собственно авиакомпания и создавалась путем слияния двух других немецких авиаперевозчиков.
Создание "журавля"
Авиакомпания Deutsche Lufthansa была создана в начале 1926 года. Этот год считается датой основания перевозчика, но его история, как и история его логотипа, начинается на несколько лет раньше. В декабре 1917 года была основана авиакомпания Deutsche Luft-Reederei (D.L.R.). Однако первые полеты она начала только два года спустя, уже после окончания Первой мировой войны. В 1923 году D.L.R. объединилась с Lloyd Luftdienst. Так возникла новая авиакомпания – Deutschen Aero Lloyd. Та же, в свою очередь, под давлением государства объединилась с авиакомпанией Junkers Luftverkehr. Так появилась известная всем нам Lufthansa. После Второй мировой войны компания была ликвидирована, и только в 1953 году была вновь возрождена.
Что касается логотипа Lufthansa, то его история начинается в 1918 году. Тогда немецкий архитектор и дизайнер Отто Фирле создал эмблему авиакомпании D.L.R. Она представляла собой летящего журавля, заключенного в круг.
В 1926 году победу одержал проект объединивший "журавля" Deutschen Aero Lloyd и желто-синие цвета Junkers Luftverkehr. Кто был автором этого логотипа неизвестно.
В 1926 году при слиянии Deutschen Aero Lloyd и Junkers Luftverkehr логотип претерпел существенных изменений. Был оглашен конкурс на создание логотипа новой авиакомпании. Победу одержал проект объединивший "журавля" Deutschen Aero Lloyd и желто-синие цвета Junkers Luftverkehr. Кто был автором этого логотипа неизвестно. В Lufthansa нам сообщили, что бюро рекламы и маркетинга авиакомпании тогда возглавлял тот же самый Отто Фирле. Каким же образом к созданию логотипа может быть причастен украинец?
Откуда взялась украинская версия
Журналисты ЦТС обратились также за разъяснениями к искусствоведу, проректору Львовской академии искусств Роману Яциву. Он детально исследовал биографию Роберта Лисовского. В 1993 году под его редакцией вышла небольшая брошюра "Роберт Лісовський (1893 – 1982): каталог виставки творів, присвячених 100-річчю з дня народження художника". Сейчас искусствовед работает над большой монографией, посвященной Роберту Лисовскому.
По словам Романа Яцива, в конце 1928 – начале 1929 года (возможно, на самом деле, речь идет о 1926-м году - ЦТС) Роберт Лисовский победил в конкурсе по созданию новой редакции логотипа авиакомпании. При этом художник не придумывал новой оригинальной эмблемы, а взял за основу "журавля" Отто Фирле. Роберт Лисовский не имел немецкого гражданства. Однако, утверждает профессор, художник получил денежное вознаграждение за свою работу. Эту информацию ему предоставила дочь художника – Зоя Лисовская, проживающая сейчас в Женеве. В свою очередь, она узнала эту историю от отца.
В разговоре Роман Яцив упомянул, что одна из его аспиранток также связывалась с авиакомпанией Lufthansa. Однако перевозчик не предоставил какой-либо подтверждающей информации. На наш вопрос, как же быть в этой ситуации, Роман Яцив ответил следующее:
"Моя позиция как исследователя такова: нельзя пренебрегать свидетельствами самого художника и его семьи. Я настаиваю, что он сделал новую редакцию эмблемы, графически усовершенствовал ее. Хотя докопаться до истины довольно проблематично, поскольку авиакомпания не может подтвердить это документально. Поэтому мы остаемся при своем мнении, а они при своем".
Косвенным подтверждением участия Роберта Лисовского в модификации эмблемы компании Lufthansa может служить следующее. В 1929 году художник переезжает из Германии в Чехословакию. Там он неоднократно выполнял заказы для разных государственных структур. Для получения таких заказов у художника уже должно было быть солидное портфолио работ. Быть может, участие в усовершенствовании логотипа Lufthansa является одной из них? И именно эта работа стала рекомендацией для правительства Чехословакии? В любом случае эта тема – предмет будущих исследований. В немецких архивах, вполне возможно, все еще пылятся неопровержимые доказательства причастности известного украинского графика к созданию всемирно известного логотипа.
Источник: cfts.org.ua