25.09.2014

Реставраторы «заглянули» в сознание да Винчи

Если бы художественным реставраторам разрешили заглянуть в сознание одного из живописцев в истории, то они бы, без сомнения, выбрали Леонардо да Винчи.

И недавно такая возможность у них частично появилась. Во Флоренции они смогли поработать над восстановлением картины «Поклонение волхвов». Перед ними предстали наброски, которые раскрыли им ход мыслей художника.

Работа кисти великого итальянца является неоконченной. Её да Винчи заказали монахи монастыря Сан-Донато в 1481 году. Однако через год художник уехал в Милан, и заказ отдали другому мастеру живописи.

На картине изображены волхвы, которые пришли поклониться Марии с новорождённым Иисусом в Вифлееме. На заднем плане видны фигуры людей, лошади и развалины какого-то дворца.

Полотно размером 2,5 на 2,5, выполнено на 10 склеенных кусках дерева. Оно включает пустые области, зоны с предварительными рисунками и набросками, некоторые полностью завершённые фигуры людей и бело-голубое небо.

    Сесилия Фросинини, одна из руководителей реставрационных работ:
    «Наша цель - изменить некоторые самые старые слои лакировки, чтобы сделать их снова прозрачными, убрать этот цветной лак, который был нанесён сверху. Его обесцветили, осветлили, поскольку он не мог обеспечить достаточную прозрачность, чтобы рассмотреть полотно, чтобы рассмотреть картину».

Леонардо начал работать над картиной в довольно молодом возрасте - ему было 29. Один из руководителей реставрационных работ говорит, что наброски показывают сомнения автора и помогают разгадать ход его мыслей.

    Сесилия Фросинини, одна из руководителей реставрационных работ:

    «На этом этапе он всё ещё ведёт диалог с самим собой, всё ещё определяет финальный образ, конечное решение, конечный выбор. Очень интересно, мы как будто видим этот диалог, Леонардо обсуждает сам с собой, иногда спорит с собой о том, каково лучшее решение, лучший выбор, лучшая идея, которую стоит выразить в картине».

После того как Леонардо оставил работу над полотном, её выкупила семья Медичи во Флоренции. На картину был нанесён слой лака цвета сепия, чтобы придать ей однотонный, монохромный оттенок.

В процессе реставрации, которая началась два года назад, с полотна сняли слой пыли, окислившегося лака, а также следы прошлых попыток реставрировать картину. Это позволило увидеть детали, которые ранее были спрятаны, например - выражения лиц или тонкую игру света и тени.

Есть отделы, где одна и та же голова лошади нарисована в разных позах, или где у лошади всё ещё имеется три задних ноги.

    Патрисия Риитано, одна из двух реставраторов:
    «Уникальность этого проекта заключается в том, что мы увидели то, что не должны были увидеть. Мы как будто стоим за спиной автора и представляем, какой же будет финальная версия картины».

Также в процессе реставрации удалось опровергнуть предположение, что Леонардо якобы сделал только наброски, а завершил полотно другой художник уже после смерти да Винчи.
Источник: ntdtv.ru

Новости портала «Весь Харьков»