Государство
25.11.2014

Если бы Майдан проиграл. Фантастическая история о стране, в которой остался Янукович

Альтернативная история Украины после 20 января 2014 года

После того как Виктор Янукович сумел зимой 2014 года разогнать Майдан, в истории Украины началась новая эра

Предисловие *

Когда 21 ноября 2013 года начался Евромайдан, и первые недовольные вышли на акцию протеста, никто наверняка не знал, чем закончится это предприятие. Похоже, в глобальном контексте на этот вопрос нельзя ответить и сегодня: многие из задач, которые ставили перед собой активисты протестов, не достигнуты. А многое из того, что удалось достичь, нивелировано ошибками власти или попросту временем.

Именно поэтому "Новое Время" (НВ) решило не подводить итоги этого года — они предсказуемы и общеизвестны. В то же время, чтобы все же почувствовать разницу между тем, как было и как стало, редакция решила пофантазировать, какой была бы жизнь в Украине, если бы Майдан разогнали, а страной по‑прежнему правил Виктор Янукович и его так называемая Семья.

НВ просит читателей считать две последующие статьи абсолютной фантастикой и выражает сдержанную уверенность, что в Украине никогда ничто подобное не случится.

Анна Мороз, заместитель главного редактора журнала Новое Время

_____________________________________

21 ноября 2014 года, в годовщину первых антипрезидентских протестов на Майдане, в аэропорту Борисполь к журналисту Украинской правды (УП) Сергею Лещенко на паспортном контроле подошли двое в штатском. Они предъявили удостоверения сотрудников СБУ, взяли Лещенко под руки и увезли в СИЗО. Оттуда журналист смог дозвониться до адвоката, а затем в течение получаса, пока не села батарея его мобильного, общался с коллегами в социальной сети Facebook. На вопрос НВ о причинах своего ареста Лещенко написал коротко: “Мстят за материалы о президентской резиденции Межигорье”.

На следующий день на официальном сайте Генпрокуратуры (ГПУ) появилось сообщение, что журналиста Л. обвиняют в покушении на жизнь главы государства Виктора Януковича. Уточнить в ГПУ, является ли “журналист Л.” и Лещенко одним лицом, не удалось — в ведомстве оставили без ответа запрос редакции. Но по информации УП, речь идет об их журналисте.

Задержание Лещенко стало последним звеном в широкомасштабном наступлении на свободу слова, которое с недавних пор ведет украинская власть.

“Логика Януковича проста: вначале он разогнал Майдан, потом пересажал оппозицию. А сейчас в виде финального аккорда взялся зачищать медиаполе. Дальше Украина станет тем же, чем сегодня является Россия”,— сообщил в интервью по skype Тарас Березовец, украинский политтехнолог, проживающий в Великобритании.

В стране идет передел самых лакомых активов в пользу людей Семьи, как оппозиционеры называют группу высших чиновников, близких к старшему сыну Януковича Александру.

“Майдан стал тем Рубиконом, перейдя который, Янукович перестал скрываться и позволил Семье сконцентрировать в своих руках лучшие активы,— рассказывает политолог Владимир Фесенко.— Это не просто инструмент обогащения, но и элемент укрепления собственной власти”. По мнению эксперта, глава государства сократил влияние на Банковую даже провластных миллиардеров Рината Ахметова, Дмитрия Фирташа и Виктора Пинчука. Вкупе с нейтрализацией оппозиции и свободной прессы это позволило Януковичу узурпировать власть.

Эксперты уверены, что единственным неподконтрольным фактором украинской политики остался Кремль, хозяин которого Владимир Путин с помощью кредитов и скидок на газ фактически удержал экономику Украины от краха. Массовый выход российских компаний на местный рынок сдерживает экономические аппетиты Семьи, а сам Путин на назначенных на конец 2015 года выборах сделает ставку на более лояльного Москве политика.

Война миров

Начало нынешним процессам действительно положил Евромайдан, как назвали массовые протесты против отказа Януковича подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС осенью прошлого года.

Несколько месяцев главная площадь страны была местом стихийного митинга. Но лидеры Майдана Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Олег Тягныбок не смогли повалить режим Януковича.

Ранним утром 20 января Беркут и внутренние войска разогнали митингующих. Во время штурма палаточного городка сторонников Майдана, в котором находилось около 5 тыс. человек, силовики применили бронетехнику и огнестрельное оружие. По свидетельству очевидцев, со стороны баррикад в правительственные войска тоже стреляли — но это делали единичные представители так называемой Самообороны, вооруженные охотничьими ружьями. Им помогали члены малоизвестной организации Правый сектор.

Провластные силы, наступая со стороны улицы Институтской, а также от Михайловской площади, смели баррикады. В итоге, по данным МВД, погибли 560 человек со стороны митингующих, а также 52 бойца вооруженных сил и подразделения Беркут. По сведениям британской Би-Би-Си, опубликованным со ссылкой на неназванных киевских медиков, число жертв среди протестующих превысило 2 тыс. человек.

Александр Янковский, житель Крыма и активист Евромайдана, выехавший после этих событий в Литву, вспоминает, что через три часа после начала атаки все было кончено. Он укрылся в одной из квартир на Крещатике и видел, как Майдан заполонили кареты скорой помощи и сотни машин коммунальных служб. Уже к утру на главной площади страны мало что напоминало о многолюдных протестах.

На следующий день в аэропорту Жуляны правоохранители арестовали Яценюка, которого после двухмесячного судебного процесса посадили на 10 лет за организацию массовых беспорядков. Его соратник Кличко укрылся в немецком посольстве, а после, получив политическое убежище, выехал в Германию.

Еще один участник трио лидеров Майдана Тягныбок исчез из поля зрения правоохранителей. В ГПУ считают, что он мог укрыться в Польше, но официальная Варшава соответствующие запросы Киева игнорирует.

В целом “за Майдан”, по данным ГПУ, задержали около 3 тыс. человек. “Европейские политики неоднократно выражали свое беспокойство по этому поводу, но что толку? Янукович развязал себе руки и не думает отступать”,— рассказывает политолог Евгений Магда.

Действительно, как утверждает провластный политэксперт Михаил Погребинский, президент Украины действовал решительно, перейдя от зачистки Майдана к очищению политического поля.

Уже в конце января на заседании Рады представители пропрезидентских сил лишили 120 депутатов от оппозиции неприкосновенности. Фракции, оппонирующие Януковичу, распались, а регионалы собрали конституционное большинство. Это помогло принять еще более жесткие законы, чем те, что парламент одобрил 16 января, спровоцировав наибольшую волну протестов. Так, 305 голосами “за” парламент поддержал проект, запрещающий деятельность на территории Украины партий Свобода, УДАР и Батькивщина. Чуть позже Рада ввела ограничения на использование интернета, а также одобрила уголовное наказание сроком до трех лет лишения свободы за порочащие честь и достоинство главы государства публикации в Faceboоk и Twitter.

Протестные настроения в Центральной Украине по этому поводу, как напоминает Березовец, удалось быстро погасить. Неприятный сюрприз президенту преподнесли западные регионы. Облсоветы Львовщины, Ивано-Франковщины и Тернопольщины отказались признавать власть официального Киева.

“Под контролем ОБСЕ мы провели референдум о федеральном статусе Львовской области и всего региона Галичина. Но власти задействовали вооруженные силы, и множеству наших сторонников ради спасения жизни мирных граждан пришлось покинуть Львов”,— рассказывает Андрей Садовый, глава Украинской Галицкой Автономии (УГА), находящийся сейчас в Варшаве.

Ряд западных районов Львовской и Волынской областей, а также примыкающие к Карпатам регионы Ивано-Франковской, где укрылись вооруженные сторонники УГА, вышли из‑под контроля центра.

По словам лидера фракции ПР Михаила Чечетова, это проевропейские боевики, которые “не хотят мира и процветания Украины”. “Оборванцы, бомжи, которых вооружили псевдодемократы из США и их коллеги из НАТО”,— возмущен нардеп. Он утверждает, что с наступлением зимы “террористы” будут обезврежены “прогрессивными жителями Западной Украины”, которые понимают всю гибельность “авантюры” противостояния с Киевом.

Дмитрий Ярош, один из лидеров УГА, в телефонной беседе с НВ сообщил, что локализацией будут заниматься отряды так называемых титушек — вооруженных бандитов, организованных силами МВД. “Титушки нужны властям для того, чтобы показать, будто противников Януковича атакуют не правительственные войска, а некие “возмущенные местные жители”,— считает Ярош.

Он рассказывает, что среди титушек есть множество профессиональных военных,— не только украинских, но и российских. “ГРУ [Главное разведуправление РФ] не меньше СБУ заинтересовано в том, чтобы уничтожить нас”,— считает повстанец. В доказательство Ярош переслал фотокопии документов десяти сотрудников российского ГРУ, захваченных в плен его бойцами.

Пресс для прессы и остальных

На фоне боевых действий на западе арест Лещенко, как и вся атака на свободные СМИ, выглядит малозначительным действием. Но, по словам медиаэксперта Натальи Лигачевой, именно создание пула лояльных властям изданий и телеканалов стали залогом успешного замирения Украины после разгона Майдана.

Процесс пошел еще с весны, когда принадлежащий близкому к Семье бизнесмену Сергею Курченко медиахолдинг купил целый ряд активов. Среди них — телеканал 1+1 с сопутствующими проектами, а также TVi. После этого, как рассказывает Лигачева, собственник Пятого канала Петр Порошенко был вынужден продать его группе неназываемых польских инвесторов. А те в свою очередь вывезли Пятый канал из Украины. “Думаю, на самом деле телеканал приобрели неправительственные институты Евросоюза, чтобы обеспечить альтернативное вещание”,— говорит эксперт.

Проблема Лещенко в том, что он действительно готовил покушение на президента. Иначе зачем так тщательно собирать информацию о Межигорье?

В Польше после нескольких месяцев борьбы с налоговой полицией оказалась и редакция УП. Но бывавшего на родине наездами Лещенко все же арестовали.

Вячеслав Пиховшек, замглавы Департамента массовой информации Администрации президента (АП), утверждает, что никакого ущемления свободы слова в стране нет. А то, что большинство СМИ поддерживает позицию главы государства, он объясняет государственническим мышлением медиаменеджеров и патриотической позицией собственников. “Проблема же Лещенко в том, что он действительно готовил покушение на президента. Иначе зачем так тщательно собирать информацию о Межигорье?” — заявил чиновник.

Острый кризис в западных регионах скрыл и другой, не менее важный для Януковича процесс — консолидацию финансовых активов.

Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины, рассказывает, что менее чем за год в стране появился новый член клуба богатейших украинцев — сын президента Александр Янукович. Его состояние, по оценкам Forbes, достигло $13 млрд. Это второй результат после лидера рейтинга — Ахметова, чьи активы эксперты оценили в $14 млрд.

“Янукович-младший все скупил за бесценок. Принудил Порошенко продать Roshen. Он теперь богат, как арабский шейх”,— поясняет экономист.

Успехи президентского отпрыска удивительны тем, что в целом экономика страны находится в глубоком кризисе.

Так, 5 ноября на дверях отделений Райффайзен Банк Аваль появилась табличка с надписью Закрыто. Финучреждение последним из западных банков приостановило свою работу в Украине из‑за просевшего рынка и административного давления, поясняет Анастасия Туюкова, старший аналитик инвестиционной компании Dragon Capital. “Все иностранные банки покинули страну. Западный бизнес не может работать в условиях апокалипсиса в экономике”,— говорит Туюкова.

Новак объясняет, что такое экономический апокалипсис по‑украински. За десять месяцев отток капитала из Украины составил $50 млрд. Желание правительства Сергея Арбузова хотя бы до президентских выборов удержать курс гривны на уровне 8 грн / $1 привело к сокращению золотовалютных резервов с $24 млрд до $9 млрд. Из-за закрытых после атаки на Майдан европейских рынков негативное сальдо внешней торговли достигло $20 млрд против $13 млрд в 2013‑м.

Новак добавляет, что вместе с этим Путин выполнил свое обещание и выделил Украине кредит в $15 млрд, а цену на газ установил на уровне $269 за 1 тыс. куб. м.

По данным директора киевского Института энергостратегий Дмитрия Марунича, стоимость природного газа Газпром и Нафтогаз оговорили еще год назад. Причем особенность договора состояла в том, что из переговорного процесса исключили миллиардера Фирташа. “Только нормальная цена на газ удержала экономику страны от полного краха”,— говорит Марунич.

Тем не менее индекс инвестиционной привлекательности Украины, рассчитываемый Европейской Бизнес Ассоциацией (ЕБА), упал с 1,8 до 0,5 пункта.

“Это не дно. Это когда мы достигли дна и начали копать”,— рассказывает Анна Деревянко, представитель ЕБА. По ее словам, с середины года параллельно с расширением бизнес-империи Януковича-младшего началась экспансия в страну российского капитала, который за копейки скупал предприятия и компании. В итоге возникла неконкурентоспособная среда, постепенно умерщвляющая предпринимательство, уверена Деревянко.

Аналитики говорят, что фактическая средняя зарплата упала на 40 %, а уровень скрытой безработицы вырос наполовину.

Последнее танго

Ситуация в стране вызвала закономерную, по мнению экспертов, реакцию — из Украины стали выезжать наиболее активные граждане. И если весной поток таких беженцев, уехавших в ЕС, был невелик — порядка 10 тыс. человек, то к середине осени, по оценкам ООН, уже более 900 тыс. украинцев покинули родину.

Социальный психолог Ольга Джужа объясняет: уезжает в первую очередь средний класс. “Эти люди заперты в клетку своего понимания мира — он, по их мнению, должен быть другим. А “запирают” средний класс новые порядки тоталитарного режима”,— говорит психолог.

Впрочем, в клетке оказался и сам Янукович.

Еще 9 мая, в День Победы, в Кремле состоялась встреча украинского лидера и президента России. Аналитики говорят, что холодная реакция Запада на происходящее в стране и экономический кризис не оставили Януковичу иного пути, кроме переговоров с Кремлем.

После встречи Путин анонсировал подписание нового межгосударственного договора и появление союза РУБКА — объединения России, Украины, Беларуси, Казахстана и Армении. Все, мол, произойдет на встрече лидеров этих государств, которая должна состояться 30 ноября.

По настоянию Путина, процесс подписания пройдет в Беларуси, в Беловежской Пуще, как символ окончания действия соглашения, похоронившего СССР. “Это [РУБКА] будет новый союз республик — с единой экономикой и внешней политикой. Так мы станем сильнее”,— заявил по этому поводу Андрей Клюев, глава АП.

Российский оппозиционер Борис Немцов, ссылаясь на собственные источники, говорит: на самом деле новый СССР Януковичу навязали. Мол, Путин угрожал хозяину Банковой тоннами компромата и даже физическим уничтожением.

Но хотя Янукович и перестал сопротивляться, его поведение не понравилось хозяину Кремля. Последнему, как утверждают российские и украинские аналитики, куда удобней иметь дело с вице-премьером по интеграции в СНГ Виктором Медведчуком, чем с хозяином Межигорья.

“Белорусский лидер Александр Лукашенко научил Путина одной вещи — никому не доверять. А украинскому президенту хозяин Белокаменной никогда не доверял, даже презирал его. Можно предположить, что на выборы в 2015 году мы увидим нового реального кандидата на пост президента, более пророссийского и послушного”,— говорит Немцов.

Фесенко уверен: дальнейшая интеграция с Россией приведет к тому, что Янукович попадет в немилость. А устранить или скомпрометировать его для Кремля не составит труда.

“Янукович свое дело сделал. ЕС для Украины навсегда потерян. Оппозиция уничтожена. Гражданское общество стерилизовано. В Крыму еще больше русских военных”,— резюмирует политолог. Теперь, мол, очередь Януковича: монстр, которого он вскормил, его же и поглотит.

______________________________

*В этой статье описаны вымышленные события и факты

Источник: nvua.net

Автор: Максим Бутченко

Новости портала «Весь Харьков»