Суровая реальность при поиске работы в эпоху искусственного интеллекта
Революция автоматизации достигла и набора персонала – теперь все, от мимики до голоса, анализируется с помощью алгоритмов и искусственного интеллекта.
По словам Натана Мондрагона, найти подходящего сотрудника – сущий пустяк. Как оказалось, вовсе нет. Мондрагон – главный психолог Hirevue, компании, которая предлагает программное обеспечение, отбирающее кандидатов на работу с использованием алгоритмов и искусственного интеллекта. Флагманский продукт Hirevue, используемый такими мировыми гигантами, как Unilever и Goldman Sachs, просит кандидатов ответить на стандартные вопросы перед камерой. Тем временем программное обеспечение, подобно команде психологов, скрывающихся за зеркалом, отмечает тысячи едва заметных изменений в позе, выражении лица, голосе и выборе слов.
"Мы анализируем не только ответы, но и невербальные сигналы. Если вы ответите на вопрос о том, как потратите миллион долларов, сначала вы посмотрите вверх, потом замолчите или произнесете "эм". Голова слегка приподнимается вверх. Проанализировав лицо, мы видим, что вы начинаете мыслить в творческом направлении", - рассказал Мондрагон.
Программа превращает эти данные в оценку, которая затем сравнивается с той, что уже была "изучена" у высокопоставленных сотрудников. Идея в том, что хороший потенциальный работник похож на текущего сотрудника, просто этого сходства человек-интервьюер не заметил бы.
Звучит, конечно, неправдоподобно. Такие подходы, в том числе анализ голоса и микроэкспрессий, ранее применялись в полиции и разведке с небольшим успехом. Однако, по словам Мондрагона, их автоматизированный анализ значительно отличается от стандартных психологических тестов личности и на способности. Кроме того, клиенты сообщают о лучшей производительности сотрудников и меньшей текучести кадров.
Hirevue – одна из множества новых компаний, продающих ИИ в качестве замены HR. Cognisses специализируется играх, которые предсказывают различные способности. "Человека довольно сложно приобщить к игрофикации, но мы над этим работаем", - прокомментировал представитель компании Борис Алтемейер. Mya Systems предлагает чат-бот с поддержкой ИИ, который будет проводить все собеседование. По оценке Hirevue, рынок "анализа и оценивания перед приемом на работу" приносит около 2,14 млрд долларов в год. Как сообщает старший управляющий директор Michael Page Дуг Роуд, в прошлом году заметно возросло число компаний, активно использующих и продающих ИИ.
Согласно исследованию Chartered Institute of Personnel and Development, в среднем 24 человека претендуют на обычную работу с низкой зарплатой. Tesco получила более трех миллионов заявок на работу в 2016 году. Поскольку количество нанимающихся растет, работодатели стараются автоматизировать процесс трудоустройства. Это началось более десяти лет назад с простых программ, которые сканировали резюме на ключевые пункты: образование, навыки и прошлое место работы. Со временем программы модернизировали, и они уже включали в себя опросы, психометрические тесты и пользовательские игры для отказа нанимающимся.
Автоматизация рекрутингового процесса радикально изменила взаимодействие работодателей и трудоустраивающихся. Стандартное резюме позволяет оценить нанимающегося только благодаря одному подходу. Теперь же те, кто ищут работу, вынуждены готовиться к разным форматам. Роль человеческого взаимодействия при найме уменьшилась, сделав сложный процесс трудоустройства более отчужденным.
За такой практикой скрываются проблемы в ИИ - данные, сформированные на принципах неравенства. Если вы считаете, что подверглись дискриминации через алгоритм, какой у вас есть выход? Насколько склонны эти алгоритмы к предвзятости и как множество сторонних компаний, которые разрабатывают и лицензируют программное обеспечение, используют личные данные заявителей? И неизбежно ли то, что противники новых технологий будут просто исключены из процесса?
"Это все искусственные барьеры – они заставляют людей чувствовать, что процесс найма беспросветен", - заявил ушедший на пенсию координатор по кадрам и один из организаторов клуба рабочих "Христиане против бедности" Хизер Дэвис. Несмотря на то, что участники признают неизбежность автоматизации ("в конце концов, это 2018 год"), многие разочарованы в сокращении человеческого взаимодействия.
"Немного бесчеловечно – никогда не дозвониться до работодателя", - считает сантехник Роберт, который использует объявления рекрутеров, чтобы найти временную работу. 24-летний Гарри искал работу в течение четырех месяцев. В розничной торговле "почти каждая работа" имеет своего рода тест или игру для отбора кандидатов. Он выполняет четыре или пять тестов в неделю по мере публикации вакансий. Отказы часто бывают мгновенными, хотя некоторые рекрутеры отправляют электронные письма с отказом через некоторое время. "Это расстраивает и заставляет чувствовать себя обманутым. Вы никогда не узнаете, что сделали неправильно", - прокомментировал Гарри.
Проблема становится еще серьезней для пожилых людей, ищущих работу. Многие полагаются на поддержку со стороны волонтерских служб, которые помогают им заполнить заявки или подать резюме. "Это огромный барьер. Почему у пожилого человека, работавшего каменщиком, должны быть навыки IT?" – спрашивает организатор клуба для ищущих работу Линда Пеннингтон.
Руководитель Ассоциации по вопросам занятости Кирсти МакХью озабочена тем, что программы "отсеивают нетрадиционные заявки без промедления". Она добавила, что члены Ассоциации не будут поощрять работодателей использовать ИИ.
Большинство данных о безработице в Великобритании не включают в себя тот факт, что существует огромное количество людей, отчаявшихся найти работу. Согласно данным Национальной статистической службы Великобритании, 8,7 млн человек в возрасте от 16 до 64 лет "экономически неактивны" - не работают и не ищут ее. Невозможно предсказать, сколько людей откажутся искать работу из-за новых реалий процесса найма.
Даже среди тех, где автоматический прием на работу рассматривается как большой успех, появились некоторые опасения. Несколько профессиональных рекрутеров рассказали, что на каждом уровне должности эти системы отказали многим кандидатам, и им не удалось привлечь "пассивных, но талантливых". Опрос Allegis Global Solutions показал, что 58% претендентам на работу в Северное Америке удобно взаимодействовать с автоматизированной программой – весьма неоднозначная статистика, интерпретируемая как зеленый свет.
По словам студентки Лондонской школы экономики и политических наук Деборы Калдейры, после 86 неудачных заявок на работу за последние два года, включая Hirevue, она полностью разочаровалась в автоматизированных системах. Без непосредственного общения с рекрутером нет реальной беседы, и трудно понять, чего хочет робот. Несмотря на ее превосходные оценки и внешкольные занятия, она считала себя неидеальным кандидатом. "Автоматизация делает нас неуверенными в себе. Мы думаем, что ничего не стоим, потому что компания не может даже назначить встречу всего на несколько минут. Это бесчеловечно. Какой предел для использования автоматизации, когда мы оцениваем людей?", - заявила Дебора.
Появились противники автоматизации, ищущие возможности обойти систему. На веб-форумах студенты торгуют ответами на тесты работодателя и создают поддельные заявки. Известен случай, когда сотрудник HR крупной технологической компании рекомендовал пропустить слова "Оксфорд" или "Кембридж" в резюме, чтобы пройти автоматическую проверку.
Наиболее известной компанией для обхода системы является, возможно, Practice Aptitude Tests, которая сопоставляет информацию от ищущих работу и бывших сотрудников о тестах и продает ее, а также дает советы и рекомендации. Глава компании Гай Торнтон утверждает, что услугой воспользовались более трех миллионов раз.
Довольно трудно определить, насколько широко используется автоматизация найма. Главным образом потому, что компании не стремятся раскрывать, какую именно автоматизацию они используют. Некоторые из крупнейших работодателей Великобритании, в том числе Sainsbury's и Tesco, отклонили запросы на интервью о процессе подачи заявок. И Sainsbury's, и Tesco используют простой ситуационный опрос для предварительной оценки потенциального сотрудника.
По словам соискателей и консультантов по работе, большинство крупных компаний используют форму отсеивания. Как утверждает Торнтон, за последние несколько лет малый и средний бизнес все чаще ее применяют.
По словам директора по дигитализации и торговле UNI Global Union Кристины Колклау, существует множество популярных и законодательных рычагов воздействия, чтобы склонить баланс сил к тем, кто ищет работу. Профсоюзы не спешат реагировать на технологические изменения, но UNI Global и другие работают над различными корпоративными цифровыми правами, регулирующими автоматизированные и основанные на ИИ решения, которые должны быть включены в соглашения о заключении договоров.
И неминуемое внесение изменений в Постановление "Общий регламент по защите данных" Европейского союза потребует от компаний раскрытия информации, когда решение, "существенно влияющее на человека", автоматизировано. Заявитель также будет иметь право оспаривать решение или потребовать человеческого вмешательства.
Однако, как считает юрист и научный сотрудник по этике данных Оксфордского Института Интернета Сандра Вахтер, это Постановление не является всеобщим. Вахтер отмечает, что даже минимальная вовлеченность человека - например, утверждение списка автоматически классифицированных резюме - может освободить компании от обязанности раскрывать, что они используют автоматизированные системы. Она также говорит о "праве на объяснение", которое не будет юридически обязательным.
"Для законодателей это довольно сложный вопрос, поскольку такие программы трудно понять даже их разработчикам. Их работа часто защищена авторскими правами, которыми владеет компания", - прокомментировала Вахтер. Существенно то, что "Общий регламент по защите данных" конкретно упоминает рекрутинг как область, предназначенную для регулирования. Это дает новые возможности людям найти работу. "Они узнают больше об этих системах и могут оспаривать решения", - заявил Вахтер.
Источник: internetua.com