Загадка медицины: синдром Алисы
Вряд ли найдется человек, который не читал сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». Сказка ложь, да в ней намек. Оказывается, сюжет не совсем выдуман автором. Медикам известны такие заболевания, как микро- или макропсии, которые еще называют синдром Алисы в Стране Чудес. Эта странная и редкая болезнь характеризуется нарушением восприятия человеком реальности.
НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ
Люди, страдающие синдромом Алисы, видят окружающие предметы и части своего тела совсем не такими, какие они есть на самом деле, они теряют способность воспринимать их истинные размеры. Кроме того, возможно нарушение временной и пространственной ориентации, проявляющейся в увеличении или уменьшении зрительных образов. Представьте себе, что прямо у вас на глазах какая-то часть тела вдруг вытягивается, меняет пропорции. И, что удивительно, происходит это внезапно.
То же самое творится и в окружающем мире. Огромный валун на дороге превращается в маленький камешек, через который вроде бы легко перешагнуть. А изящные наручные часики способны благодаря новому размеру легко придавить своего владельца. Конечно, это психическое расстройство не может не оказывать воздействия на все чувства человека, особенно на зрение.
К тому же время для таких людей может либо убыстряться, либо замедляться. Разве не те же ощущения испытывала Алиса в Стране Чудес? Именно поэтому синдром и получил такое название.
Для страдающих синдромом Алисы в одночасье меняется окружающий мир. Например, пол вдруг принимает вертикальное положение, а стены комнат смыкаются друг с другом. Стулья, столы, тумбочки и прочие предметы мебели чудесным образом поднимаются в воздух и кружатся в странном и пугающем танце. Дверная ручка оказывается величиной с дверь...
Впрочем, чаще всего встречается не макро-, а микропсия, когда предметы становятся гораздо меньше размером, чем они есть на самом деле. Неудивительно, что в такой ситуации человек полностью теряет контроль над реальностью.
ИСКРИВЛЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Если говорить научным языком, то микропсия — дезориентирующее неврологическое состояние, которое проявляется в визуальном восприятии человеком окружающих предметов пропорционально уменьшенными. Синонимами названия болезни являются «карликовые галлюцинации», или «лилипутское зрение». Однако на самом деле проблем с глазами нет, изменения происходят только на уровне психики, которая навязывает больному искаженные зрительные, слуховые и даже осязательные ощущения.
То есть мозг неправильно воспринимает информацию, которую получает от глаз. То ложка становится величиной с лопату, то диван превращается в кукольный, то кучка мусора на полу становится похожей на гору. Никогда нельзя заранее предугадать, какие жуткие картинки покажет очередной приступ.
Сами больные говорят о том, что во время приступов синдрома теряется ощущение устойчивости: пол становится волнистым, но при этом ноги увязают в нем, как в мягкой глине. Надо сказать, что приступы могут продолжаться от нескольких секунд до нескольких недель. Побывавшие несколько раз в этой страшной «сказке» становятся встревоженными, испуганными и постоянно находятся в паническом состоянии.
ПОЧЕМУ?
Причину, заставляющую мозг человека переносить его в странный мир искаженной реальности, до сих пор выяснить не удалось. Есть только предположения, что это может быть связано с наследственной предрасположенностью к мигреням.
Ученые полагают также, что причиной возникновения синдрома Алисы могут быть сложная, малоизученная форма эпилепсии, шизофрения, вирус Эпштейна — Барра (герпеса) и мононуклеоз. Данное состояние может наблюдаться и при злокачественных опухолях головного мозга или повреждениях мозга в теменной области.
Как правило, микропсия свойственна детям в возрасте от 3 до 13 лет. Чем взрослее становится ребенок, тем реже приступы, а к 25-30 годам симптомы исчезают совсем.
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА
Один из тех, кому «посчастливилось» оказаться в Зазеркалье, Рик Хемсли, так рассказывает о своем недуге:
«Когда это случилось впервые, я был 21-летним студентом. Накануне я долго не спал, пил много кофе и писал курсовую, но чувствовал себя нормально. А тут встал, наклонился за пультом, и мои ноги как будто ушли в пол. Взглянув вниз, я увидел, что моя ступня погружена в ковер, — неприятное чувство, но длилось оно всего несколько секунд.
Вскоре я обнаружил у себя более серьезные пространственные нарушения. Пол подо мной либо шел волнами, либо прогибался, а когда я пытался идти, мне казалось, что я ковыляю по губкам.
Если я, лежа на кровати, смотрел на свои руки, то пальцы вытягивались на полмили вперед. Эти странные переживания стали случаться все чаще, но я не обращал на них внимания, считая, что это связано со стрессом, неправильным режимом сна или питания.
Я окончил учебу и устроился системным администратором, но, вместо того чтобы исчезнуть, мои симптомы усугубились. Теперь искажено было все, причем постоянно. Когда я шел по дороге, стоящие на обочине машины смотрелись как игрушечные, а я себе казался непропорционально высоким.
На работе мое кресло выглядело огромным, а сам я в нем как будто ужимался.
Вскоре выход на улицу стал требовать больших усилий: я с трудом понимал, по какой поверхности иду, так что ходьба давалась с трудом. Переходить дорогу стало опасно: я понятия не имел, какого размера приближающаяся машина и как далеко от меня находится.
Поскольку работать я уже был не в состоянии, то переехал к родителям. Из телепередачи я узнал о синдроме Алисы в Стране Чудес. Я стал надеяться на излечение, но ни мой терапевт, ни невролог не могли найти описания этого заболевания. Они говорили, что мне надо научиться жить с этим.
Сейчас мне 36, и, к счастью, теперь я переживаю пространственные искажения лишь раз в месяц. В причинах своего состояния я так и не разобрался, но теперь я могу вести относительно нормальную жизнь. Несомненно, этот синдром связан с бесконечными сложностями, но кое-что в нем мне даже нравится: иногда, особенно после того как я просыпаюсь, у меня возникает особенное бинокулярное зрение.
Лежа на кровати, я смотрю в окно на ворон, в 100 метрах от меня кружащих над деревьями, но при этом в подробностях вижу каждую птицу и каждую верхушку дерева, словно они находятся на расстоянии вытянутой руки. Кажется, этот побочный эффект постепенно исчезает и мне его уже почти не хватает».
ИСТОРИЯ ДЖОНА Д.
У Джона Д., 30-летнего служащего американской авиастроительной корпорации, «изменениям» подверглась правая половина головы. Ему казалось, что она раздулась, как огромный нарост. Скосив глаза вбок, он видел ее гигантское полушарие, возвышающееся примерно на метр вверх.
«Чтобы пощупать себя за правое ухо, мне приходилось тянуться изо всех сил, и все равно длины руки едва хватало», - вспоминал Джон. Большой проблемой стали двери.
Несмотря на то. что Джон прекрасно понимал, что на самом деле его голова нормальных размеров, приходилось принимать различные предосторожности, так как несколько раз он уже крепко ударялся головой о косяк - ориентация в пространстве явно оставляла желать лучшего.
Голова не постоянно пребывала в таком состоянии - правая половина то сжималась до обычного размера, то распухала. Несколько месяцев врачам понадобилось, чтобы найти правильную комбинацию медикаментов, с помощью которых Джон распрощался с волшебным синдромом.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В РЕАЛЬНОСТЬ
Первым, кто признал искажение реальности заболеванием, стал доктор Липпман. Он написал об этом в 1952 году в журнале «Об умственных заболеваниях» в своей статье «Галлюцинации, присущие мигрени». Он же первым и связал синдром с ощущениями Алисы. Есть подозрение, что и сам автор популярной сказки Льюис Кэрролл страдал от приступов микропсии и прекрасно знал мир, в котором бродила его героиня. Впрочем, это только предположения. Более точное описание симптомов и причин синдрома сделал в 1955 году канадский врач Джон Тодд.
Есть заболевание — значит, должны быть способы если не вылечить больного, то хотя бы облегчить его страдания. Первое, что необходимо сделать при возникновении симптомов, — обратиться к врачу, который выявит причину состояния и в зависимости от этого назначит лечение. Чаще всего назначают те же препараты, что и при мигрени.
Многим этого бывает достаточно. А в остальном, как и при любых других заболеваниях, рекомендуется соблюдать режим дня, сна, питания и питьевой режим. И конечно же, близким следует быть всегда начеку и оказывать помощь и поддержку больному во время приступов.
Как правило, детей это состояние не слишком пугает, они воспринимают его сказочным путешествием, чего нельзя сказать о взрослых. Очень важно отказаться от таких занятий, как скалолазание, плавание в открытом водоеме, вождение автомобиля, так как недуг в этом случае может стоить жизни.
Главное — помнить, что наука не стоит на месте, и надеяться, что, возможно, вскоре синдром научатся лечить. Больные вернутся в реальный мир, как вернулась героиня Кэрролла.
Источник: medinfo.ua