Как магазины будет избавляться от запрещенных пластиковых пакетов
В Украине уже со следующего года будет резко ограничено использование пластиковых пакетов, то есть, обычных полиэтиленовых кульков, которые сейчас на каждом шагу — в них упаковывают продукты в магазинах и на рынках, складывают блюда на вынос в ресторанах и т.д.
1 июня парламент принял «антипластиковый» закон, который по-сути запрещает полиэтиленовые пакеты.
С марта 2022 года нельзя будет использовать сверхтонкие, тонкие пакеты (маленькие кулечки, которые можно брать бесплатно в супермаркетах для развесного товара) и оксо-разлагаемые пакеты (такие же, как и тонкие, но с добавлением оксо-примесей, для потребителя они практически неотличимы от тонких пакетов).
В качестве исключения до 1 января 2023 года в торговых сетях можно будет использовать тонкие пакеты для упаковки мяса, рыбы, льда, а также первичной упаковки, скажем, в отделах кулинарии.
При этом пока можно использовать большие многоразовые пакеты-сумки, но они должны быть исключительно платными (то есть, расчет на то, что люди будут по возможности отказываться от них, чтобы не платить).
Перечень, который предлагается на замену полиэтиленовым кулькам уже есть — это биоразлагаемые пакеты (что должна подтверждать соответствующая маркировка, бумажные пакеты, многоразовые сумки (разного рода шоперы) и т.д.
Впрочем, как говорит глава Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко, власти дают слишком мало времени на отказ от пластика. Рынок может не успеть отреагировать на новые требования — и, не исключено, что с марта 2022 года, когда начнет действовать новый закон, упаковывать продукты будет попросту не во что. Еще один нюанс — цены. Скорее всего, все товары могут подорожать из-за упаковки.
«Сейчас средний расход продуктовых сетей на вторичную упаковку, то есть, те самые пакеты, — примерно 2% от стоимости товаров. И этот процент закладывается в ценники, то есть, платит покупатель. Экологическая тара в несколько раз дороже, поэтому наценка может вырасти до 5% и даже больше», — говорит Дорошенко.
«Страна» разбиралась чем продавцы будут заменять пластиковые пакеты и сколько покупателям придется за это доплачивать.
Чем заменят полиэтиленовые пакеты
Мы уже подробно писали о нюансах нового закона о запрете пластиковых пакетов. Отметим: уже с 2022 года бизнес начнут штрафовать за использование «вредных» кульков. Это касается всех — от продуктовых и промтоварных магазинов до аптек, ресторанов и всей сферы услуг. Первый штраф — от 1,7 до 3,4 тысячи гривен, за повторное нарушение придется заплатить уже 3,4-8,5 тысяч гривен.
Контролировать соблюдение закона будет Госпотребслужба. Так что бизнесу в любом случае придется думать над заменой пластиковых пакетов, чтобы не платить штрафы.
Чем будут заменять традиционные кульки?
Первое — бумага. Многие продавцы продуктов их уже активно используют. Особенно распространена такая экологическая упаковка у компаний, специализирующихся на доставке продуктов. Скажем, у «Фреш маркета» (доставка овощей, фруктов и бакалеи» есть опция — можно выбрать обычную упаковку (то есть, в пластиковые пакеты) или бумажную. При этом стоимость корзины по итогу не меняется. В OVO (доставка овощей и фруктов) все пакуется преимущественно в бумажные кульки.
Но бумажную упаковку без доплаты предлагают в основном продавцы, у которых не самые низкие цены. То есть, маржа позволяет им включать экологические пакеты в ценник, и для потребителя они, якобы, «бесплатные».
Бесплатные бумажные пакеты уже выдают также некоторые магазины одежды. «Мы предоставляем бумажные пакеты бесплатно. Они у нас из темной крафтовой бумаги», — рассказывает Лидия Маркова, глава Desingers Room (магазины украинских дизайнеров).
При этом она признает: бумажные пакеты в 4-5 раз дороже пластиковых.
О том, что давно перешли на использование бумажных пакетов, бесплатных для покупателя, нам рассказала и владелица ТМ RITO (производство и продажа трикотажных изделий) Татьяна Абрамова.
По словам руководителя департамента «Подарки» направления «Деко» компании «Эпицентр К» Яны Придатко, они еще несколько лет назад представили в сети эко-альтернативу пластиковым пакетам, в том числе собственный продукт #ТобіТорба из спанбондв. Сейчас их доля — 11-12%. За прошлый год продажи выросли на 20% (до 84,4 тысяч штук). С прошлого года в продаже также появились пакеты с саржи, хлопка, кукурузного крахмала.
«После запрета пластиковых пакетов, не планируем увеличивать цены на экологическую упаковку. Наоборот, рассматриваем возможность ее снижения», — говорит Придатко.
Но одно дело — одежда, игрушки, техника и прочие промтовары, которые стоят достаточно дорого, что позволяет продавцам просто «дарить» покупателям пакеты.
А другое — продукция, которая продается с минимальной наценкой, скажем, еда. К тому же, на одну закупку человеку нужно много пакетов — для овощей, фруктов, развесных круп и пр.
Тут бесплатной замены пластика на бумагу не получится — придется все закладывать в ценники на товары, — говорят продавцы.
«Это может привести к подорожанию продуктов, минимум, на 3%, а то и больше. Что, конечно же, вряд ли понравится покупателям. Тем более, что и без упаковки «, — отметил Дорошенко.
Но бумажные пакеты подходят далеко не всегда. К примеру, в случаях с «мокрой» едой (ягоды, творог и др.) они вряд ли к месту — продукт попросту «потечет» и потеряет товарный вид.
В этом случае подойдут разрешенные к использованию биоразлагаемые пакеты. Их есть несколько видов. Во-первых, оксо-биоразлагаемые (в составе 99% полиэтилена и 1% оксо-разлагаемой примеси (которые, кстати, в Европе уже тоже запрещают), во-вторых, пакеты, которые компостируются (из целлюлозы, крахмалов, материалов органического происхождения».
Био-пакеты не такие дорогие как бумажные, но все равно, как минимум, на 70% дороже полиэтиленовых. По некоторым видам разница в цене с пластиком — в 2 раза и больше.
То есть, все равно придется перекладывать дополнительную наценку на товары, — говорит Дорошенко.
Плюс — к закону остается немало вопросов. «Полиэтиленовые пакеты — нельзя, а как быть с одноразовыми перчатками из такого же материала. Сейчас их раскладывают по торговому залу, чтобы люди могли набирать ту же картошку, овощи, фрукты. Многие с началом пандемии складывают в перчатках вообще все товары в тележку. Придется ли их также выводить из оборота и чем заменять — тканевые слишком дорогие», — недоумевает Дорошенко.
«А что делать с мусорными пакетами? Мы используем пакеты на 90-100 литров, бумага тут точно не подойдет», — добавила совладелица «Ведьма-бар «Лысая гора» Олеся Остафиева.
Что касается замены пластиковой упаковки на более экологичную, то пока Олеся Остафиева затруднилась назвать варианты. «Надеюсь, рынок нам что-то предложит. Но понимаю, что это точно будет дороже», — говорит она.
«Не во что будет паковать»
Но как раз с предложением могут быть проблемы. В пояснительной записке к «антипластиковому» законопроекту говорится, что в Украине уже есть мощности для производства биоразлагаемых пакетов, но производятся они пока в небольшом объеме, так как нет спроса.
С запретом полиэтиленовых пакетов ситуация резко поменяется, спрос может вырасти в разы. Вопрос — успеют ли оперативно отреагировать производители.
«Переходной период в 9 месяцев — это очень мало. Нужно было предусмотреть несколько лет, до 3-5», — говорит Дорошенко.
По его словам, могут увеличить производство био-пакетов предприятия, которые уже работают в этом сегменте, плюс переориентировать мощности на экологичную упаковку производители пластиковых пакетов, в их в Украине порядка 50.
Но — нужны время и деньги.
«Было бы логично прописать дорожную карту по отказу от пластиковых пакетов. Причем, не только предусмотреть достаточный переходной период, но и продумать стимулы для развития производства био-упаковки, скажем, дать таким предприятиям льготы, доступные кредиты на закупку оборудования и пр. Знаю производителей полиэтиленовых пакетов, которые взяли кредит под свой бизнес. А его уже, оказывается, нужно сворачивать. Власти могут попросту спровоцировать коллапс этого рынка. Окажется, что в следующем году вообще не во что будет товар упаковывать, а ценники на пакеты взлетят», — говорит глава общественного движения SAVEФОП Сергей Доротич.
Также, по его словам, властям, в том числе местным, следовало бы задуматься о раздельной сортировке пластика и стимулированию отказа людей от полиэтиленовых пакетов. «Тут более действенными были бы не запреты и штрафы, а поощрение. Проведите лотерею для покупателей тканевых сумок для покупок, пусть призом будет какая-то мелочь, скажем, бесплатная поездка в общественном транспорте. Люди будут покупать. А запретом много не добьются. Не будет пакетов в магазинах, люди станут со своими приходить, закупать их в интернет -магазинах, стоят они не так дорого. А то и вовсе вернутся к практике многоразового использования кулечков — как в советские времена будут их стирать», — говорит Доротич.
Алексей Дорошенко отметил, что вполне возможна ситуация, когда крупные сети и магазины, у которых контролеры — частые гости, откажутся от пластиковых кульков, а вот на рынках и в маленьких магазинах их все равно будут использовать.
«Тут уже идет речь о нарушении условий конкуренции, поэтому крупный бизнес будет явно против, вплоть до того, что попытается пролоббировать полный запрет производства и импорта пластиковых пакетов», — подытожил эксперт.
Источник: Новости Ю