Об ответственности российских музейных работников
Наблюдается определённая динамика в деле привлечения к ответственности российских музейных работников, являющихся участниками и пособниками оккупации. Медленно, но верно.
Контекст.
После оккупации Крыма в 2014 г. россияне включили крымские и севастопольские музеи в свою музейную систему и официально (!) украли все музейные ценности Украины. Они сделали их частью музейного фонда рф и внесли в соответствующий государственный каталог.
Международное музейное сообщество отреагировало на эти деяния крайне вяло. По сути, единственное, чего удалось добиться – это ограничения на въезд статусных музейных иностранцев в Крым. На российских проектах в Европе это никак на отразилось, хотя россияне перестали возить особо ценные вещи в США.
При этом музейные учреждения оккупированной части Донбасса зависли в воздухе. Некоторые из них сумели наладить отношения с учреждениями в рф, возили туда выставки и т.д.
После 2022 г. россия захватила десятки украинских музеев на территории 4 областей. А в марте 2023 г. официально украла все эти музеи и их собрания, приняв специальный закон. российские музеи в порядке «нормализации» оккупации начали разворачивать присутствие на оккупированных территориях.
После февраля 2022 г. россияне снизили активность в Европе, перестали возить ценности в страны, где их могут арестовать, и глобально «развернулись на Восток». Также была слегка подморожена активность рф в Международном совете музеев (ИКОМ).
Однако в этой организации и среди западных музейных сотрудников существует высокий запрос на возобновление всесторонних контактов с россией. Ибо до 2022 г. россияне масштабно инвестировали к создание и поддержку сети лоялистов. Новая кража украинских музейных ценностей россиянами обстановку не изменила.
российский комитет ИКОМ в лучших традициях фирменного российского лицемерия избрал тактику смещения акцентов: если на национальном уровне имеются трения между странами, то на профессиональном уровне их быть не должно. Мол, война – это политика, давайте в неё не лезть, и продолжим всё как было (хотя вожди российских музеев, такие как директор Эрмитажа М.Пиотровский не скрывают, что росмузеи обслуживают путинский режим и его преступную «СВО»).
россиян стали потихоньку тащить назад на международном уровне, возвращать на не очень публичные, но важные должности.
Естественно, украинское музейное сообщество не могло остаться равнодушным. Украинский национальный комитет ИКОМ (ICOM Ukraine) начал коммуникацию с центральным офисом ИКОМ в Париже на предмет адекватного отношения к представителям страны-агрессора.
Президент Украинского комитета ИКОМ Анастасия Чередниченко, несмотря на категорическое нежелание центрального ИКОМ ссориться с россией, постоянно штормила руководство организации, выступала на официальных встречах. От имени украинского ИКОМ было направлено несколько писем с характеристикой ситуации. В итоге центральный ИКОМ был вынужден начать коммуникацию с рф и запросил у россиян пояснения.
И россияне 2 дня назад ответили. Ответ шикарен. В нём содержится отсылка к раздражающей активности ИКОМ Украины. Суть ответа такова.
«В первую очередь, мы - россияне, а потом уже музейщики. Да, россия украла все музеи Украины на оккупированной территории. И чё такова? Если законами рф будет введено обязательное людоедство, убийства, пытки и т.д. – мы будем заниматься каннибализмом, убивать, пытать и т.д. Но это всё политика. А в политику мы не лезем. И вы не лезьте. Давайте продолжать дружить».
Теперь Международный совет музеев должен решить, хочет ли он дальше считать частью сообщества этих лиц. Или всё-таки музейная этика – не пустой звук. Делать вид, что ничего не происходит, уже не получится, надо занимать позицию. И в этом большая заслуга украинских музейщиков.
Шикарный подход российских музеев: "убивать, грабить, пытать можно, но это всё политика. Скажут пытать - будем пытать, мы лояльные граждане россии. Не выгоняйте нас, а?"
Джерело: https://t.me/kopytkoav/690